Российские издания сражаются и не сдаются

Есть ли шансы на выживание у печатных СМИ на кризисном рынке? В конце октября Ассоциация распространителей печатной продукции подвела итоги конкурса «Лидер подписки» по результатам подписной кампании на второе полугодие 2017 года. Надо отметить, что основной костяк изданий, входящих в первую двадцатку по динамике роста подписных тиражей, уже несколько лет составляют отечественные проекты. 

Например, первые три места среди участников кампании 2017/2 заняли газета «Сигнал» Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), газета «Мой профсоюз» ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», журнал «Охота и охотничье хозяйство» ООО «Издательский дом «Охота и охотничье хозяйство». Среди участников кампании 2017/1 лучшими были три газеты: «Аргументы недели» ЗАО «Издательский Дом «Аргументы недели», «Великие святые» ООО «Издательство «Арбуз» и «Известия» ОАО «Газета «Известия».

Думается, что не в последнюю очередь это связано со вступлением в силу закона об ограничении иностранного капитала в средствах массовой информации.

Напомним, этот закон, серьезно ужесточивший предыдущие требования, был принят в 2014 году, а в силу вступил в 2016-м. Согласно документу, доля иностранного участия в капитале российских СМИ не должна превышать 20 процентов. До принятия поправок такое ограничение было установлено только для радио и телевидения, и доля участия была существенно выше — 50 процентов. Новый закон распространяется на все средства массовой информации без исключения, печатные СМИ и интернет-издания. В полном объеме новые нормы начали действовать с наступлением 2017 года.

Но несмотря на успехи отечественных издателей на ниве подписки сложностей у них хватает. Прежде всего потому, что вышедший из бизнеса иностранный капитал не так просто заменить.

РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТОРЫ НЕ СЛИШКОМ ЛЮБЯТ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В НИЗКОМАРЖИНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ С ДЛИННЫМ СРОКОМ ОКУПАЕМОСТИ, ВЫСОКИМИ РИСКАМИ И ПОВЫШЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ. А ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА В ОСНОВНОЙ СВОЕЙ МАССЕ ИМЕННО ТАКАЯ

Наше твердое убеждение в том, что государство должно пойти дальше запретов. По-настоящему укрепить единое информационное пространство, создать все условия для свободного доступа к информации всех граждан, как это записано в Конституции, дотянуться до самых глухих уголков страны можно только с помощью разветвленной системы печатных СМИ. Но недостаточно обозначить прессе задачу — информировать население, нужно обеспечить возможности для реализации этой задачи. В частности, упростить условия работы киосковых сетей, выделить субсидии «Почте России» для снижения тарифов на доставку подписки, а кроме того — существенно расширить программу финансовой помощи непосредственно издательским проектам.

Иностранные компании пришли в нашу страну не из каких-то романтических побуждений — они пришли делать бизнес, зарабатывать деньги. Они научили наш рынок современным технологиям, на своем примере показали, как работают печатные СМИ в XXI веке. Но в их сферу интересов не входит благоустройство рынка, достижение договоренностей и выстраивание цивилизованных отношений между всеми его игроками. Они фактически принимают текущие условия, если это позволяет заработать, или уходят на другие рынки, если возникают сложности. И точно так же иностранные компании не думают о том, как залатать дыры в информационном поле, а просто идут в те ниши, где есть платежеспособный спрос.

РАЗВИВАТЬ, ПРОСВЕЩАТЬ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, НАПРАВЛЯТЬ ОБЩЕСТВО — ЭТО ЗАДАЧА, КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬ СОВМЕСТНО РОССИЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВО

Сегодня государство весьма активно поддерживает телевидение, различным телеканалам выделяются миллиардные субсидии. Печатным СМИ такого внимания не достается, что в корне ошибочно. Они могли бы охватить ту часть аудитории, которая избегает телевидения, например, молодежь. Спрос на газеты и журналы у населения есть, проблему лишь с его удовлетворением.

Даже те издания, которые выходят сегодня в свет, с огромным трудом достигают читателя. Подписка стоит чрезвычайно дорого, киоски с улиц городов и весей выживаются под разными предлогами, а в супермаркетах в основном предлагаются глянцевые журналы, да и те небольшим числом.

И здесь тоже диктует свои правила бизнес: на полку супермаркета попадет только издание, имеющее солидный бюджет на рекламу, продвижение, бонусы продавцу… Создать коалицию издателей и дистрибьюторов, которая могла бы выступить едиными фронтом и переломить ситуацию, заставить ретейл согласиться на смягчение условий сотрудничества с печатной продукцией, не удается уже долгие годы. Не в последнюю очередь потому, что и в этом сегменте рынка далеко не все компании заинтересованы в формировании сбалансированной инфраструктуры. Распространением прессы также занимаются некоторые иностранные компании, которые слишком далеко в будущее не заглядывают. Их задача — зарабатывать деньги в предложенных условиях, пока это возможно.

Возможно, было бы логичнее ограничить иностранное участие не только в капитале компаний — производителей, но и распространителей средств массовой информации. Если на рынке останутся компании с преимущественно отечественными инвесторами, может быть, они начнут больше беспокоиться о будущем и развитии всей издательской отрасли. Есть шанс, что в таком случае наконец будет выстроена сбалансированная структура рынка и приняты цивилизованные правила игры, которые всем выгодно соблюдать.

Александр Оськин председатель правления АРПП

Дмитрий Мартынов президент АРПП

Источник: «Журналист».