С Алевтиной Афиногеловой мы познакомились еще два с лишним года назад, когда реформа только начиналась. На тот момент у нее было 5 киосков в подземных переходах метро. Пряжа, нитки, пуговицы и прочая дамская мелочь, за которой женщины обычно не ездят в супермаркет, а покупают по дороге между работой и домой, расхватывались на ура. В тот момент, когда состоялся наш разговор, Алевтина получила предписание бизнес закрыть, поэтому распродавала товар с большими скидками. У магазинчиков выстраивались очереди.
Сегодня в том переходе на "Савеловской" уже никто не торгует, а вдоль стен стоят строительные конструкции - начатый несколько лет назад ремонт так и не окончен. Потерявшая бизнес женщина пытается продавать свои нитки на одном из рынков, но, похоже, без особого успеха. "Надо искать новое занятие", - вздыхает она.
Киоски исчезли из большинства переходов. В проходном и людном центре можно увидеть точки, продающие одежду и бытовую мелочь. Правда, цены здесь выше, чем были до реформы, а ассортимент беднее. Обещанной чиновниками роскоши - новых торговых павильонов и россыпи необходимых товаров - не наблюдается. Сегодня можно насчитать всего 500 торговых точек, что почти в три раза меньше, чем сдавалось до реформы. Похоже, преобразование подземной торговли потерпело полное фиаско.
Пустота вместо бойкой торговли
То, что время наводить порядок в подземных переходах пришло давно, говорили и сами предприниматели. Когда-то они арендовали землю у Московского метрополитена и предприятия "Гормост", которому принадлежит вся не связанная с метро подземка. Со временем киоски стали сдавать в субаренду - она давала в 7-10 раз больше прибыли. К началу двухтысячных почти половину торговых площадей в метро контролировали всего три компании, а это было невыгодно ни метрополитену, ни бизнесу. Команда Сергея Собянина попыталась навести порядок с помощью арендных ставок. К 2014 году они выросли в 6 раз по сравнению с 2012 годом.
"Этот первый удар пришелся по нам, продавцам. С нас требовали немыслимые деньги, к тому же мы должны были оплачивать то противопожарную безопасность, то уборщиков из клининговых компаний, которых нанимали чиновники, а не мы. Повышать цены до бесконечности мы тоже не могли, работали на грани рентабельности, но с рынка не уходили", - вспоминает Афиногелова.
В 2015 году старые киоски было решено снести, а на их месте поставить новые. Презентация конструкций прошла пышно: журналистам показали светлые и теплые павильоны, где можно разместить раза в 2 больше продукции, чем в прежних каморках. Рассказали о том, что новые конструкции не будут гореть и разваливаться при возможном взрыве - в случае террористического акта.
Иван Воропаев - тоже индивидуальный предприниматель. Когда-то он держал почти 20 киосков с продуктами из Сибири и с Дальнего Востока. Сегодня осталось только 3. "Мы попытались обосноваться около дальних станций метро, что только открываются, но оказалось невыгодно. Несмотря на то что там спальные районы, трафик небольшой, покупателей мало", - говорит мужчина.
Он вспоминает, как проходили электронные конкурсы на новые места, и рассказывает, почему большинство продавцов вынуждено было уйти из "подземки".
"Я подал заявку на конкурс, но очень быстро понял, что делать мне здесь уже нечего. Дело в том, что точки на торги выставлялись целыми лотами, приобрести которые могли только крупные компании, имеющие хороший капитал. Мелким предпринимателям не стоило туда даже приходить", - говорит Воропаев. А их было большинство, именно эти люди обеспечивали москвичей дешевыми товарами в киосках и магазинчиках. Условия, созданные Департаментом Москвы по конкурентной политике, не оставили им ни единого шанса.
"Раньше как делалось? Предприниматель заключал договор субаренды и сразу привозил товар. Все проблемы по общению с чиновниками, оформлению документов брали на себя основные арендаторы. Сейчас все усложнилось. Субаренда теперь запрещена. Хочешь работать в переходе? Впрягайся с историю с электронными торгами и большими проблемами, с ними связанными. Кому это надо при минимальных прибылях? Это себе могут позволить только большие компании, заточенные на подобную деятельность. Поэтому мелкий и средний бизнес ушел из переходов на рынки. В итоге пустота там, где раньше шла бойкая торговля", - говорит наш собеседник.
Подземка не для бедных
Для того чтобы сегодня победить в конкурсе, надо иметь огромные деньги. Известно, что самый крупный лот из 150 точек на 17 станциях метро выиграл предприниматель, который заплатит метрополитену больше 500 миллионов рублей за 5 лет. Понятно, что мелким торговцам на этом празднике жизни места нет.
Между тем за последний год стало ясно, что даже крупные компании не выдерживают финансового бремени. В 2015 году, когда конкурсы только начинались, многие бросились скупать места, явно рассчитывая на будущие прибыли. Например, на павильон 8 квадратных метров на станции метро "Марксистская" претендовало около 100 заявителей, и он был продан по цене 800 тысяч рублей в месяц.
Сегодня на этой станции продажи еле теплятся. Да, здесь огромный людской поток, и толпы народа, выскакивая из метро или отправляясь в подземку, так или иначе останавливаются около стеклянных витрин. Их осталось немного - вот продается домашняя одежда, рядом - зимние шапки и варежки и чуть-чуть косметики. Мы наблюдали за ситуацией вокруг киосков около часа. В павильончике с одеждой за все это время были проданы 3 пижамы и пара блузок. Чуть лучше продавалась косметика - 6 покупательниц приобрели какую-то мелочь. Еще бы, в соседнем магазине на улице все то же самое, но куда дешевле. Вероятно, прибыли даже на этой "козырной" точке небольшие. А аренда - 40 тысяч рублей в месяц. Плату предприниматели вносят помесячно. Разорвать договор на эти точки торговцы не могут, иначе их ждут штрафные санкции.
"Место в пешеходном переходе оказалось непроходным, точка работала в минус, и мы ее вернули. При этом оставили в казне внесенный залог. Это было выгоднее, чем пять лет содержать убыточный киоск", - рассказывает Дмитрий Изюмников - гендиректор одной из компаний, которая тоже вошла в этот бизнес.
Права мелкого бизнеса нарушены
Провал реформы признали и в Мосгордуме. "На самом деле мы не ушли никуда от 90-х годов, только теперь киоски "более симпатичные", - сказал депутат Александр Семенников. Это мнение поддержали и правоохранители. В январе 2017 года столичное Управление Федеральной антимонопольной службы пришло к выводу, что Московский метрополитен нарушил права малого и среднего бизнеса, установив неподъемные условия для участия в аукционах на право торговли в подземных переходах. Но с тех пор прошел без малого год, а в жизни бизнесменов из переходов так ничего и не изменилось.
Наталья Пуртова
Источник: «Мир Новостей»