Столичная реформа киосков печати началась в декабре 2015 года. Все старые торговые точки, рассыпанные по городу, предстояло убрать, а вместо них установить новые, оформленные в едином стиле. Предприниматели поначалу оживились, потому что установку киосков взяла на себе мэрия вместе с подключением ко всем коммуникациям. Но потом приуныли - в условиях жесткой конкуренции стоимость аренды нестационарных торговых объектов (НТО) выросла в десятки раз, к тому же их размещение далеко не всегда устраивает коммерсантов (хочется торговать перед выходами метро, а приходится в спальных районах между многоэтажками).
ПРИБЫЛЬ ПАДАЕТ
На Большой Сухаревской площади сейчас стоят сразу три киоска, но работает только один. Продавец София вспоминает счастливые времена, когда ее выручка была втрое больше (а от нее напрямую зависит зарплата).
- И это неудивительно, - рассказывает женщина. - До того, как старые киоски начали сносить, мы торговали возле входа в метро. Теперь нас переставили через дорогу. Казалось бы, совсем рядом. Но люди сюда уже не идут.
Чаще всего у киоскеров спрашивают ежедневные газеты, журналы про звезд, кроссворды и рецепты. По возможности, предприниматели стараются приторговывать всякой мелочевкой - жевательные резинки, игрушки, канцтовары. Но и это не спасает. Более того, иногда приходится работать в убыток. Особенно часто такое случалось в начале реформы, когда участники торгов в погоне за торговое место так взвинчивали цены, что впоследствии просто не могли расплатиться. Арендная плата может быть просто запредельной (например, на Манежной площади торговать газетами стоит 580 тысяч рублей в месяц).
- Особенно больно по нам бьют цифровые технологии, - рассказала «КП» другой продавец газет по имени Аида (из киоска на Проспекте Мира). - Зачем молодым людям покупать бумажную прессу, если эти же новости они могут прочитать бесплатно в телефоне? У моего хозяина есть еще два киоска рядом с метро «Алексеевская». И один из них он сейчас закрывает. Потому что аренда высоченная, а прибыль маленькая. Лично я сегодня спасаюсь журналом «Наполеоновские войны». Он стоит 439 рублей и неплохо продается. Жаль только, выходит раз в две недели.
В Департаменте торговли и услуг Москвы пояснили «КП», что поставить все киоски возле станций метро (не только с прессой, но и цветочников, театральные кассы, мороженое и так далее) не получится при всем желании. По мнению властей, они должны быть распределены равномерно. Пенсионеры, живущие в спальных районах, должны иметь возможность купить газету недалеко от дома, а не тащиться каждый день к станции метро.
Столичная реформа киосков печати началась в декабре 2015 года. Все старые торговые точки, рассыпанные по городу, предстояло убрать, а вместо них установить новые, оформленные в едином стил
ГОТОВЯТ НОВЫЕ ПАВИЛЬОНЫ
Согласно официальной схеме размещения, всего в Москве планируется установить 2095 киосков печати (1870 уже установлено, функционируют 1825). Старых киосков в столице не осталось. Кроме этого, возле станций метро работают пресс -стенды (в количестве 111 штук). Они большим успехом среди предпринимателей не пользуются, так как оказались неудобными и даже опасными. Во время сильного ветра стенды ловят его как парус и валятся на землю.
Довольно часто случается так, что новый объект находится на своем месте, но работать никак не начнет. И покупатели, которые привыкли покупать там газеты, вынуждены искать другой киоск. Это происходит из -за того, что подключение к коммуникациям не успели согласовать с префектурой. Бывает, что тянут сами предприниматели. Или подыскивают нового продавца. Вообще киоск перед открытием проходит согласование с семью органами исполнительной власти (в течение 47 дней). И не всегда этот процесс бывает успешным. В случае отказа одной из инстанций приходится дорабатывать схему размещения торгового объекта или полностью менять место его будущей дислокации.
- Этой осенью оставались еще объекты, к которым не подключили энергоснабжение, - рассказал «КП» председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. - Киоскерам приходилось работать без освещения в светлое время суток. Но это касалось предпринимателей, которые самостоятельно решили продавать прессу в выигранном торговом объекте, не подключенном к электричеству.
Продавцы газет, опрошенные «КП», чаще всего жалуются на большое окно, через которое приходится торговать. В старых киосках оно было маленьким и легко закрывалось (зимой это особенно важно). В новых же оно здоровенное и тяжелое. Приходится держать его открытым и в морозную погоду потирать руки от холода.
- Распространители прессы не раз обращались к властям города с просьбой установить, кроме киосков, удобные павильоны по продаже печатной продукции, - сообщил Оськин. - А также предусмотреть для них возможность льготной платы за торговлю. И лед тронулся. Мы разработали концепцию павильона специализации «Печать» и отправили ее в столичный Департамент СМИ и рекламы. В 2018-2019 году 70 таких торговых объектов будут установлены. Кроме этого, москвичи и гости столицы в будущем году смогут покупать периодическую печать и книги в красивых мини-НТО, не нуждающимися в подключении к электроэнергии, площадью всего 3 квадратных метра. Думаю, покупатели будут довольны таким разнообразием торговых точек.
А ЧТО ПОД ЗЕМЛЕЙ
В метро газеты и журналы тоже постепенно возвращаются. Правда, торговые площади в подземных переходах после их реконструкции сократили почти втрое, а арендные ставки увеличили в 2,5 раза.
Места распределяются также на электронных торгах. И побеждают на них, как правило, крупные компании. Конкуренция на торговлю в метро просто бешеная. Потому что это самое многолюдное место в столице. Скажем, на небольшой павильончик на станции «Марксистская» претендовало 100 предпринимателей и продали его за 800 тысяч рублей в месяц. Такую аренду тоже не всегда получается потянуть и от некоторых точек коммерсанты также отказываются. Например, на станции метро «Новокосино» одна частная компания выиграла сразу семь объектов, но вскоре от них отказалась, потому как покупательская способность пассажиров оказалась невысокой. Причем при возвращении торговой точки залог, который внес предприниматель, остается в городской казне.
- В первом полугодии 2018 года в столичном метрополитене будут функционировать 1180 киосков, павильонов и вендинговых автоматов, - сообщили «КП» в столичном метро (речь идет не только о прессе, но и обо всех остальных точках). - В подуличных переходах 35 станций появится порядка 500 новых киосков и павильонов. На торги выставляются объекты с расширенной комплексной специализацией и арендатор по своему усмотрению может торговать прессой, книгами, канцелярскими товарами, театральными и лотерейными билетами, продуктами питания, кожгалантереей, аксессуарами, одеждой, обувью, парфюмерными и косметическими товарами, цветами, а также зоотоварами, церковной продукцией и другими услугами.
Источник: Комсомольская Правда.