В 2015 году начался последний этап реформы уличной торговли. Тогда правительство Москвы решило сносить все старые киоски и менять их на типовые, которые выполнены в едином архитектурном стиле и принадлежат городу. Попутно была разработана новая схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Новые точки продажи разыгрывались с помощью открытых электронных аукционов таким образом, чтобы попытаться максимально отсечь от этого дела крупный бизнес, и не разрешали участвовать фирмам, чей оборот составлял более 2 млрд рублей.
Тем не менее распространители печатной продукции всё равно отмечают недочёты. Причин сразу несколько. Во-первых, самое важное для киоска с прессой всегда было его расположение. Ещё каких-то 10 лет назад, идя к метро или даже зайдя внутрь, можно было увидеть сразу несколько торговых точек с печатью и, отстояв в небольшой очереди, купить всё, что нужно. Заодно в транспорте будет что почитать. Теперь, конечно, есть Wi Fi и новостные ленты в телефоне. Но считать, что именно это отрицательно сказывается на продажах прессы, – слишком поверхностный подход.
Между тем официальный ответ чиновников на вопрос «а почему так мало точек осталось у метрополитена?» выглядит весьма странно. По их мнению, оптимальное решение – это распределить киоски с печатью по всему городу. Мол, чтобы у них охват населения был больше. Смысл, конечно, в этом есть – в спальных районах тоже люди прессу покупают, зачем специально гонять их в сторону метро за газетой? Но только такой подход больше напоминает, когда тротуар кладут не на вытоптанной «народной тропе» через газон, а где-то метрах в ста от привычных маршрутов. Казалось бы – теперь ларёк с печатью стоит всего-то через дорогу от входа в подземку или на соседней улице, но к нему уже никто специально не пойдёт. Истина, что газета – товар такой, что если её увидел, то купил, – давно известна коммерсантам. И почему-то не особо была понятна департаменту торговли и услуг.
Второй немаловажный момент, который породили электронные аукционы, – стоимость аренды НТО. Для многих точек из-за высокой конкуренции за места она взлетела до небывалых высот. Так, например, аренда киоска в проходном месте может обойтись в 580 тыс. руб. за месяц. Один из самых дорогих лотов был разыгран на станции «Марксистская» – за лот билось около сотни предпринимателей, и в итоге подняли стоимость до 800 тыс. руб. в месяц. В принципе это не удивительно. Ведь, по словам Алексея Немерюка, главы департамента торговли и услуг Москвы, поступления в бюджет от арендной платы за торговлю через НТО с 2015 г., в расчёте на 1 кв. м, выросли в 15, 4 раза! Почему это происходит? Слишком большой спрос и слишком мало предложений.
Диалог есть
Понятно, что бизнес всегда будет жаловаться на высокую арендную плату. На то он и бизнес – пытается получить максимально возможную прибыль. Понятно, что нужен баланс. Однако он не всегда есть. Так, например, на станции «Новокосино» один холдинг выиграл на аукционе сразу 7 торговых точек, однако впоследствии от них отказался. Объясняют, что покупательская способность граждан была невысокой и потому пришлось от бизнеса в том месте отказаться.
Но идут ли тогда власти навстречу предпринимателям или их интересуют только бюджет города и красивая архитектура? По словам Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), диалог есть. Так, например, АРПП добилась того, что в 2018–2019 гг. столичные власти разрешат установку 70 специализированных павильонов «Печать», концепция которых была разработана самой АРПП. Также со следующего года будут устанавливаться мини-киоски площадью 3 кв. м, которые не нужно будет подключать к коммуникациям. Пока ожидается, что таких точек будет 200.
Добавить к этому числу то, что, согласно схеме размещения НТО, в городе в ближайшем будущем будут действовать 2095 (на момент написания материала действовало чуть больше 1800) и плюс работающие в городе 111 пресс-стендов, и получается, что буквально за год столица смогла начать выполнять норматив по количеству киосков на душу населения. Напомним, что он был установлен постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. №291. Так, в сентябре 2016-го их было 1300. Теперь этот план перевыполняется.
Сергей Грунюшкин
Источник: Аргументы Недели.