Умрут или нет? О судьбе печатных СМИ размышляли в Липецкой области

Как сделать газеты интереснее и помочь им выстоять под натиском интернета? Как усовершенствовать систему распространения печатной продукции? Как опыт Липецкой области в деле популяризации чтения может быть транслирован на другие регионы? Об этом и много другом поговорили участники круглого стола, состоявшегося в большой научной библиотеке 

Не проходит и года без того, чтобы в информационном сообществе не вспыхнули с новой силой разговоры о скорой смерти СМИ, выходящих на бумажном носителе.  Первый виток таких разговоров начался в России еще в конце 90-х годов, когда даже до умов чуть выше среднего дошел величайший потенциал, которой таит в себе интернет. Однако вот уже 20 лет печатные СМИ, где-то теряя в тираже, где-то меняясь порой до неузнаваемости, продолжают жить и пользоваться читательским спросом. Да и не только в России… Даже в странах, где hi-tech и «цифра» стали человеку ближе иных родственников (США, Япония, Южная Корея и так далее), люди еще продолжают печатать и читать газеты и журналы. Так что вряд ли будущее традиционных изданий так уж сильно зависит от расцвета виртуального мира. Впрочем, и повода расслабляться, разумеется, нет.

Серьезный разговор о будущем печатных СМИ и чтения как такового в Липецкой области и России в целом состоялся 14 декабря в здании региональной научной библиотеки. Мнениями обменялись заместитель главы администрации региона Александр Никонов, начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская, начальник областного управления по делам печати, телерадиовещания и связи Наталья Демьянова, главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова, директор ЗАО «Роспечать» Валентина Полуказакова и другие заинтересованные специалисты.

Положение печатных СМИ в нашем регионе по сравнению со многими другими действительно можно считать стабильным. Суммарный тираж выходящих в области газет и журналов по состоянию на второе полугодие 2017 года превысил 35 тысяч экземпляров. Как отметила Наталья Демьянова, рост в сравнении с первым полугодием составил 0,8 процента. Астрономическим его назвать трудно, но ведь во многих других субъектах РФ тиражи и вовсе падают…

- Многие говорят о скорой «смерти» печатных СМИ, но скажу сразу, что в Липецкой области с таким прогнозом категорически не согласны, - сказал Александр Никонов. – Мы убеждены, что они еще долго будут оставаться одним из главных источников информации, пользующихся у людей заслуженным уважением и спросом. Это убеждение подкрепляется эффективной системой, созданной в регионе для распространения печатной продукции с помощью «Роспечати» и других неравнодушных к судьбе газет и журналов сторон.

Огромную роль в развитии рынка печатных СМИ в области играет, по словам Натальи Демьяновой, то, что глава администрации региона Олег Королев является увлеченным читателем газет и журналов. С чтения свежей периодики губернатор начинает каждое утро.

Светлана Дзюбинская с наличием в регионе эффективной системы распространения печатной продукции согласилась, особенно отметив тот факт, что в регионе воздержались от бездумного сокращения киосков «Роспечати». Однако решить всех проблем одна лишь система доставки, по мнению представителя федерального агентства едва ли способна.

- Главный залог выживания и развития газет и журналов в условиях современного медиарынка – качество их контента, - сказала Светлана Дзюбинская. – Чтобы его обеспечить, необходимо заботиться о подготовке кадров, умело ориентирующихся в современном информационном пространстве и владеющих новыми технологиями.

Втягиваться в априори проигрышную гонку с интернетом за оперативность новостей, по мнению Светланы Дзюбинской, печатным изданиям не нужно. Необходима своя неповторимая и индивидуальная ниша.

- Газеты и журналы, как не высокопарно это, может быть, прозвучит, должны нести людям культуру, - убеждена Светлана Дзюбинская. – В том числе культуру речи. Интернет, несмотря на всю оперативность, зачастую не обеспечивает потребности людей в красивом слове и изящно сформулированной мысли. А это иногда бывает очень важно.

Видеть в интернете не врага, а помощника призвала редакторов печатных изданий Любовь Петрова. Всемирная паутина, по ее словам, распахивает перед периодикой широчайшее окно возможностей по продвижению контента. Особенно важна в этой связи работа с социальными сетями, из которых большинство информации о мире и обществе черпает современная молодежь. Более того, профессиональный контент, до сих пор являющийся достоянием многих газет и журналов, может стать для пользователей интернета «глотком свежего воздуха». Слишком часто в сети их атакуют так называемые «fake news». Страдают от них все – от рядовых юзеров, у которых от информационной вакханалии развиваются неврозы, до президента США Дональда Трампа.

В завершении первого дискуссионного блока его участники согласились с тем. Что традиционные СМИ в современном мире являются не просто источником информации, но и важным «социальным стабилизатором». Ведь одну и ту же новость, как известно, можно преподать читателю под разными «соусами». Можно вселить надежду, а можно вызвать отчаяние и спровоцировать на необдуманные действия…

Вторая часть разговора получилась уже больше узкоспециальной и касалась налаживания каналов распространения печатной продукции. В Липецкой области таковым является «Роспечать». Достойную компанию могла бы составить и «Почта России». Но, увы, как и в других регионах страны, ее деятельность у нас далека от идеала. Однако ставить на почтовой службе крест и заказывать панихиду в регионе все-таки не спешат. По словам председателя регионального отделения Союза журналистов России и директора ИД «Липецкая газета» Петра Игнатова, главная проблема современной почты – низкая зарплата почтальонов. Зарабатывают они 3700 рублей в месяц, почти вдвое меньше иных уборщиц. А нагрузка на людей выпадает известно какая. Доставка периодики в отделенные села и деревни – дело долгое и небезопасное. Тем более газеты в регионе выходят с интенсивной периодичностью: областная «Липецкая газета» - пять раз в неделю, районные издания – трижды за семь дней. Работать на износ за копейки в таких условиях могут либо невероятные энтузиасты, либо в конец отчаявшиеся люди… А, между тем, нищенские доходы почтальонов выглядят тем удивительнее, чем бодрее начальство почты рапортует об успешных финансовых показателях организации.  

Однако в Липецкой области не теряют надежду, что голос региона о повышении зарплат «людям с толстыми сумками на ремне» наконец-то будет услышан, и это автоматически снимет целый ряд серьезных проблем. Пока же в области стараются диверсифицировать систему доставки газет и журналов. В ИД «Липецкая газета» осваивают технологию электронной подписки, в Ельце – привлекают к распространению студентов, в Елецком районе журналисты сами доставляют газеты до читателей… Способов при желании можно придумать достаточно. Главное, чтобы редакции и люди, которым адресованы их материалы, каждый день ощущали, что они действительно нужны друг другу.

По окончании круглого стола Светлана Дзюбинская и Любовь Петрова лично ознакомились с работой сети киосков «Роспечати» в Липецкой области, а также другими каналами распространения печатной продукции.

Источник: LipetskMedia.ru