Об усовершенствовании законодательства РФ, касающегося отрасли печатных СМИ с целью преодоления административных барьеров, всестороннего и полноценного обеспечения СМИ потребителей и развития отрасли
Несмотря на быстрое и активное развитие электронных средств массовой информации, как в нашей стране, так и за рубежом, остается высокой потребность населения в получении информации из печатных источников. Для примера необходимо привести информацию из официальных источников статистики о том, что 85–90 миллионов человек используют печатные источники СМИ по сравнению с 10 миллионами человек, которые используют электронные СМИ. Следовательно, нельзя не учитывать заинтересованность такой огромной аудитории потребителей Российской Федерации в приобретении печатных СМИ. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что доступ к электронным техническим средствам по всей территории РФ очень неравномерен, и зачастую в отдаленных северных регионах, в отдаленных районах сельской местности печатные СМИ остаются единственным источником информации.
К сожалению, в отрасли печатных средств массовой информации (включая работу издателей и распространителей) сложилась очень тяжелая ситуация. Из-за экономических проблем (высокие ставки налогообложения, высокая стоимость бумаги, высокая арендная плата за помещения и т.д.), чуть ли ни ежедневно закрываются редакционные и издательские коллективы, сокращаются киоски по распространению СМИ. Во многих областных городах и районных центрах безвозвратно исчезли киоски по распространению прессы, хотя до этого они существовали многие десятилетия. То есть фактически в малых городах, зачастую и в областных центрах, происходит разрушение инфраструктуры распространения печатных СМИ, и эта тенденция несет угрозу развитию информационного пространства РФ. Многие редакции находятся на грани выживания. Негосударственные организации в области печатных СМИ вынуждены сокращать свои коллективы профессионалов, сокращать объем и периодичность выпускаемых изданий. И в первую очередь эта ситуация касается негосударственных предприятий, малотиражных редакций и издателей в областных и районных центрах, не имеющих персональную поддержку государственных региональных и муниципальных властей.
Уместно будет вспомнить, что в 1995 году, в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 01.112.1995 года № 191-ФЗ со сроком действия 31 декабря 1998 года, государственная политика поддержки СМИ была направлена на предоставление одинаковых льгот широкому кругу средств массовой информации. К сожалению, этот закон был продлен только до 1 декабря 2001 года. Целью государственной поддержки закон видел обеспечение прав граждан на получение информации, свободу слова, а также обеспечение экономической независимости средств массовой информации. Необходимо отметить, что данный Федеральный нормативный акт стал спасением медиаотрасли, в том числе печатных СМИ, а также помог многим издателям и редакциям сделать большой прорыв по развитию негосударственных отраслевых организаций. Кратко напомню основные льготы, которыми пользовались организации СМИ. Это освобождение от налога на добавленную стоимость. Причем от НДС освобождались лишь те виды деятельности организаций, которые имели непосредственное отношение к производству, транспортировке и реализации продукции СМИ, то есть печать, распространение, продажа и подписка на средства массовой информации. Далее, в соответствии с вышеуказанным законом СМИ освобождались от налога на прибыль, только в той части, которая получена от производства и распространения продукции СМИ, и только в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Третьим существенным фактором для развития отрасли в то время послужило освобождение СМИ от таможенных пошлин, связанных с импортом бумаги, оборудования и импортом-экспортом периодических печатных изданий.
В настоящее время при отсутствии специализированного закона о поддержке негосударственных СМИ, возникла реальная угроза дестабилизации информационного рынка печатных СМИ. И в таком случае остро стоит вопрос о срочном внесении ряда поправок в действующее Федеральное и региональное нормативные акты, которые смогут поддержать и обеспечат стабильное развитие негосударственных СМИ. К тому же, в данном случае необходимо воспользоваться положительным зарубежным опытом.
Одним из главных факторов развития индустрии печатных СМИ в европейских странах и США является признания государством необходимости государственной поддержки СМИ. Это связано с тем, что массово-информационный бизнес – это не просто бизнес, но деятельность, которая способствует информированию и культурному обогащению общества. Несмотря на различные модели государственной поддержки СМИ в европейских странах, главный принцип государств этих стран остается – это признание государством за СМИ особого статуса, требующего создания специального экономического режима, максимального благоприятствования.
Для примера можно рассмотреть меры государственной поддержки СМИ в Швеции. Государственные субсидии представляются второй по тиражу на рынке газете. Это обосновывается тем, что первая по тиражу газета собирает основную часть рекламы, а для того, чтобы вторая по тиражу газета не умирала и содействовала развитию конкуренции и плюрализму мнений, она может получать государственные субсидии. Такие прямые субсидии «вторым» газетам производятся из части дохода от специального налога на рекламу. Таким налогом облагаются все средства рекламы в Швеции, однако его сумма невелика, и бремя налога признается незначительным. Объем субсидий определяется на основании процента охвата аудитории регионе распространения. Прямые субсидии выплачиваются газетам, которые охватывают менее пятидесяти процентов своих рынков и имеют менее двух тысяч подписчиков, и при возрастании рыночной доли размер субсидий государство сокращает. Прямые субсидии государства направлены не столько на исправление экономического положения СМИ, сколько на поддержание разнообразия в прессе. Сами печатные СМИ, получающие прямые субсидии, должны соответствовать ряду условий, направлять полученные средства, а создание редакционных материалов, включать информацию общего содержания и т.д. Кроме вышеуказанных прямых государственных субсидий шведское государство применяет целый комплекс мер государственной поддержки печатных СМИ, как то: субсидирование вновь создающихся изданий, льготное кредитование при модернизации, компьютеризации газетного производства. Наряду с оказанием помощи газетам, находящимся в сложном экономическом положении, шведское государство в настоящее время оказывает разные формы помощи прессе в целом. Наиболее серьезной мерой следует считать освобождение от налога на добавленную стоимость, которое распространяется на все печатные СМИ Швеции.
Кроме прямых мер государственной поддержки печатных СМИ в европейских странах существуют косвенные способы развития печатной прессы, такие как льготная ставка для аренды киосков для прессы, льготные тарифы на почтовые услуги по распространению прессы способом подписки, разрешение на продажу табачных изделий в киосках для прессы и т.д. Таким образом, если вернуться к модели государственной поддержки печатным СМИ в Швеции, которой уже более четверти века, можно уверенно утверждать, что данная модель может быть признана эффективной. Большинство изданий, получавших субсидии, все еще существуют, поскольку эти субсидии покрывают 15-20% стоимости их производств, и это означает, что без государственной поддержки эти газеты обязательно бы закрылись.
В ряду оригинальных моделей по спасению и поддержке печатных СМИ можно рассмотреть модель, существующую долгие годы в США, при которой в соответствии с Законом «О сохранении газет» от 1970 года издание-конкурент обязано заключать соглашение о совместной деятельности с изданием, которое приходит в упадок. В силу Закона «О сохранении газет» и заключаемого соглашения о совместно деятельности происходит полное или частичное слияние производственных и финансовых подразделений двух газетных изданий при условии сохранения независимости друг от друга. Но, к сожалению, данная модель, на мой взгляд, не является удачной, поскольку такой способ лишь продляет жизнь издания на какое то время, что подтверждает практика.
Из практики развития печатной индустрии в развитых странах следует, что без тех или иных мер государственной поддержки развитие и сохранения в прежнем состоянии печатных СМИ невозможно. Учитывая сложную тяжелую экономическую ситуацию на рынке издания и распространения печатный СМИ, Союз Издателей «НАИ» совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции неоднократно обращались в Правительство РФ, в Государственную Думу РФ с предложениями законодательных инициатив, которые могли бы оказать решающее влияние на позитивное изменение ситуации по приостановлению и преодолению экономического кризиса в области печатных СМИ, но до настоящего времени ни одна инициатива поддержана не была. Так, в марте 2011 года АРПП обращалась к разработчикам проекта Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года с целым комплексом предложений для улучшения экономической ситуации в области печатных СМИ. Как то: принятие комплекса поправок к действующим законодательным актам РФ для придания печатной продукции статуса социально значимого товара, а распространению прессы – статуса социально значимой услуги; введение для газет и журналов и книг льготный сквозной НДС в размере 5%; распространение положений ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381 ФЗ в части сроков оплаты за скоропортящийся товар на печатную периодику соответствии со сроками ее реализации в сети магазинов самообслуживания. В вышеуказанном обращении был указан и еще ряд важных предложений. Ни одно предложение учтено не было.
В мае 2012 года от АРПП было направлено обращение В.В. Путину с предложением о снижении НДС на всю печатную продукцию, производимую и распространяемую в рознице и по подписке до 5 %. Предложение принято не было.
В январе 2014 года от АРПП направлено в адрес Минкомсвязи РФ обращение с поддержкой инициативы сохранения государственных субсидий для ФГУП «Почта России», с увеличением их до уровня окупаемости и дальнейшей индексацией в соответствии с уровнем инфляции. Данное предложение поддержано не было.
В феврале 2015 года главные редактора СМИ подготовили и направили совместное обращение к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой поддержать инициативу по отмене ввозных таможенных пошлин на бумагу и расходные материалы, не производимые в РФ, ввести экспортные пошлины на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж в размере 5-10%, расширить утвержденный ассортимент продаваемой в киосках прессы продукции, включив в перечень продаваемых товаров табак и другую продукцию, входящую в категорию «импульсной покупки», содействующей продажам прессы. Также были предложены и другие важные меры, но инициатива поддержки не получила.
С подобными и многими другими инициативами общественные организации, защищающие интересы СМИ, обращаются в высокие инстанции – Правительство РФ, Государственную Думу РФ, к конкретным депутатам ГД РФ – до сегодняшнего дня. Но, к сожалению, необходимо констатировать, что ни одна инициатива поддержана не была.
На основании вышеизложенного, в целях поддержки и вывода из экономического кризиса печатных СМИ, сохранения и восстановления сети распространения газет и журналов считаем целесообразным поддержать законодательные инициативы общественных организаций в отрасли издатения и распространения средств массовой информации:
1.Внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381 ФЗ в части сроков оплаты за скоропортящийся товар в соответствии со сроками реализации печатной продукции в сети магазинов самообслуживания.
2.Внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381 ФЗ, касающиеся особого порядка размещения киосков для прессы и льготного режима оплаты за аренду помещения.
3.Внести поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие ввести снижение НДС на всю печатную продукцию, производимую и распространяемую в рознице и по подписке до 5 %.
4.Внести дополнения в ФЗ «О бюджете РФ на 2018 год» о государственном субсидировании ФГУП «Почта России» на компенсацию убытков связанных с оказанием услуг по приему и доставке подписки в размере не менее 6 миллиардов рублей в год.
5.Внести поправки в Таможенный кодекс РФ в части отмены ввозных таможенных пошлин на бумагу и расходные материалы, не производимые в РФ, и установление экспортных пошлин на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозной бумажной продукции за рубеж в размере 5-10% .
6.Внести в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» дополнения о том, что розничная торговля табачной продукцией в городах и поселениях включая сельские населенные пункты) осуществляется также в нестационарных торговых объектах, не менее 50% реализуемой продукции которых занимают газеты и журналы, а также прочая печатная продукция.