Российские книгоиздатели отмечают снижение закупок так называемого шлейфа к учебникам — рабочих тетрадей, атласов и методических пособий. У крупнейшего издателя учебной литературы — «Просвещения» — падение продаж в этом сегменте по итогам 2017 года составит 30 млн экземпляров. Участники рынка связывают это с ужесточившимся контролем над школами, которые теперь опасаются рекомендовать родителям закупку дополнительных материалов.
Продажи «шлейфа» к учебникам — рабочих тетрадей, пособий и методических материалов — издательства «Просвещение» по итогам 2017 года сократятся примерно на 30 млн экземпляров, рассказал “Ъ” президент «Просвещения» Владимир Узун. По его словам, это примерно 20% от запланированного на год объема. Всего этот сегмент занимает около 60% в общем объеме продаж учебной и учебно-методической литературы. В части регионов, особенно в дотационных, в целом сократились бюджетные закупки учебной литературы, отмечает господин Узун. «Количество детей в стране растет, а финансирование — нет. Это закономерно сокращает расходы по данному направлению»,— поясняет он. При этом общая выручка «Просвещения» по итогам 2017 года вырастет с 13,9 млрд до 17,4 млрд руб., а выпускаемые тиражи увеличатся с 79 млн до 97 млн экземпляров.
Сокращение продаж «шлейфа» к учебникам связано в том числе с сокращением затрат со стороны родителей, отмечает один из собеседников “Ъ” на издательском рынке. По его словам, из-за усиления контроля над школами многие учреждения отказываются не только от взносов, например на ремонт или поздравления учителей, но и от покупки учебных материалов за счет родителей.
Такую тенденцию подтверждает президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Он считает, что продажи «шлейфа» снижаются из-за противоречия с законодательством, по которому школа должна обеспечивать учеников всеми необходимыми материалами. «В число материалов, закупка которых финансируется школами, входят только учебники, а на покупку “шлейфа” деньги не выделялись никогда. Остальные составляющие учебно-методических комплектов — в том числе рабочие тетради, атласы, контурные карты — раньше приобретались за деньги родителей. Сейчас же во многих регионах школы проверяет прокуратура, поскольку рекомендации по покупке “шлейфа” теперь считаются нарушением. Это вызывает опасения со стороны школьных администраций, и те стали массово отказываться от закупок “шлейфовой” литературы. В результате продажи последней сокращаются, и это негативно влияет на качество образовательного процесса»,— объясняет господин Новиков.
Рынок учебной литературы в целом в 2017 году вырос на 15%, превысив темпы роста предыдущих лет, оценивают в корпорации «Российский учебник» (входит в «Эксмо-АСТ»). Таким образом, объем рынка превысил 31 млрд руб. Общий объем тиражей корпорации за год вырос на 8,5%, до 42 млн экземпляров, а бюджетные продажи в структуре доходов выросли на 7–8%, указывает гендиректор «Российского учебника» Александр Брычкин. Потенциал учебной литературы в долгосрочной перспективе ниже, чем у коммерческой, но рост сегмента, конечно, радует, добавляет Олег Новиков. По его словам, в 2017 году цены на учебники корпорации росли на уровне инфляции, то есть на 3–4%.
Елизавета Макарова
Источник: Коммерсантъ.