Словарь Collins в пятерке главных слов 2017 года отметил слово gig economy. Это экономика, основанная не на постоянной занятости, на подработке, проектной занятости, халтурке (gig). Креативный класс, постиндустриальная экономика, прекариат (от англ. precarity — нестабильность, «подвешенное состояние») — все это новые термины, которые описывают, в том числе, новый вид занятости.
Многие жители городов, особенно молодежь, переходят на этот формат жизни и работы. Подобная занятость освобождает от работы с 9 до 5, от необходимости ходить в унылый офис, дает возможность управлять своим временем, гибко включаться в интересные проекты. Но подвешивает в состояние нестабильности. Для работодателей gig-economy выгодна снижением социальных обязательств, а также все той же гибкостью и возможностью временно привлекать лучшие таланты, подходящие для конкретных проектов (и не платить им все время, а лишь за участие в проекте).
Эту модель найма можно сравнивать с антрепризным театром. Если репертуарный театр содержит постоянную труппу, постоянное помещение и поддерживает постоянный репертуар, то антрепризный театр — это продюсер и режиссер, каждый раз собирающие звездную труппу под конкретный модный спектакль.
Многие редакции, особенно в новосозданных СМИ (особенно в интернете) переходят на антрепризную модель — ровно по тем же причинам, по которым слово gig economy вошло в топ-5 слов 2017 года. В журналистике антрепризная модель означает работу с авторами (и дизайнерами) по контракту, на фрилансе, а также и бесплатно — если есть чем заинтересовать.
Не надо содержать редакцию и платить за время, которое журналисты просиживают или прогуливают неизвестно где. Эта модель позволяет давать задания сведущим и хорошим авторам, гибко и быстро собирать авторские коллективы под спецпроекты. Одни авторы могут работать на контракте под постоянные рубрики, другие — на разовых заказах. Широкий охват авторов обеспечивает поток тем, среди которых есть и неожиданные.
Антрепризная модель может развиваться чуть ли не до уровня отраслевой или местной социальной сети, когда авторами становится значительное количество читателей. Тогда возникает вторичный эффект лояльности и вовлеченности. Потому что самый лояльный читатель СМИ — это, конечно, его писатель.
Основные проблемы антрепризной модели — нестабильность, сложная логистика и постоянная нервотрепка с авторами из-за сроков или качества текстов. Очевидно, что для решения этих задач нужно обозначить принципы редакторской работы. Один или несколько сильных редакторов должны иметь базу хороших авторов и возможность маневрировать гонораром.
Возможно и синтетическое решение, когда часть редакции работает на штатной основе и покрывает ключевые темы, а какие-то полосы или темы отдаются на антрепризную модель со специальным редактором. Это позволит сократить редакцию, сохранить основы стабильности и втянуть в орбиту талантливых авторов и пишущих читателей.
Многие успешные интернет-СМИ в России уже работают именно по такой синтетической модели — со штатным редакторским ядром и обширной авторской периферией. Очевидно, тенденция будет распространяться во всех типах изданий, включая местные.
Андрей Мирошниченко медиаэксперт
Источник: Журналист.