Подписной бум разразился в ведущих американских СМИ в 2017 году, возродив надежду редакций всего мира на подписку.
Trump bump, рост в некоторых секторах экономики, связанный с победой Трампа, особенно благотворно повлиял на те американские издания, которые активно разоблачают трампизм. В результате несколько ведущих газет, таких как New York Times и Washington Post, за год после выборов, действительно, нарастили подписку в полтора-два раза.
Глядя на них, многие прочие издания решили, что они тоже должны зарабатывать на подписке — пришла пора, наступил перелом, читатели готовы подписаться. Медиаменеджеры всего мира воспрянули духом и вводят платный доступ.
После 10 лет воздержания подписку с января вводит The Atlantic. Так же как и у New York Times, это будет дозированный paywall — 10 статей в месяц доступны бесплатно (впрочем, NYT на волне успеха сократила лимит до 5). Atlantic отказался от платного доступа в 2008-м. Тогда у журнала было 2 млн посетителей в месяц, сейчас — 20 млн. Может быть, и получится что-то собрать (для сравнения, сайты Washington Post и New York Times имеют 90-100 млн посетителей в месяц).
Также в январе вводит платную подписку Wired. Business Insider ввел в ноябре подписку по модели fermium, то есть основной массив доступен бесплатно, а самые ценные материалы — за пэйволом.
Наконец, CNN объявила о планах ввести платный доступ к своим сайтам CNN Money и CNN Politics.
Судя по всему, наступающий год станет годом подписного энтузиазма. Насколько оправданным будет этот энтузиазм? Для ответа на этот вопрос надо проанализировать, какие именно факторы взвинтили подписку на New York Time и Washington Post.
Прежде всего, для Trump bump нужен сам Трамп. Он есть не везде. Далее, нужна либеральная аудитория мегаполисов, напуганная Трампом. Эта же аудитория — достаточно состоятельная и привыкшая как платить за услуги, так и давать деньги на благотворительность. А в случае с Trump bump ведущие газеты прямо заявляют, что подписка – это способ поддержать достоверную журналистику в пику эпидемии фейк ньюс. Наконец, нужна огромная аудитория, чтобы даже небольшая ее конверсия обеспечивала заметный подписной доход. Связанный фактор – подписных успехов добиваются ведущие англоязычные газеты, то есть газеты с транснациональным ареалом влияния.
Смогут ли издания, не обладающие этими характеристиками (как в США, так и за их пределами) воспользоваться эффектом Trump bump? Сомнительно. Все же ставка на диверсификацию медиабизнеса выглядит более надежной, чем ставка на подписку.
Андрей Мирошниченко медиаэксперт
Источник: Журналист.