РИА «Оренбуржье» Качество СМИ – вопрос государственной политики: Анатолий Коблов рассказал о кризисе печати, росте интернета и правилах игры для ТВ

Качество СМИ – вопрос государственной политики: Анатолий Коблов рассказал о кризисе печати, росте интернета и правилах игры для ТВ

Председатель Союза журналистов Оренбуржья, генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье» Анатолий Коблов накануне Дня российской печати подвел итоги 2017 года для региональных СМИ и обозначил тенденции развития оренбургских медиа на ближайший период.

Председатель Союза журналистов Оренбуржья, генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье» Анатолий Коблов накануне Дня российской печати подвел итоги 2017 года для региональных СМИ и обозначил тенденции развития оренбургских медиа на ближайший период.

– Как прошел 2017 год, чем сегодня живет медиаотрасль региона?

– Не хочется начинать с банальной избитой фразы «Год был непростым!»

Это был, пожалуй, самый тяжелый год из моей 25 летней практики работы в СМИ. Для примера несколько цифр: количество зарегистрированных СМИ неуклонно сокращается (за три года на 40 %), сегодня мы имеем самый низкий прирост журналистских кадров – новые люди пришли в среднем в одну редакцию из пятнадцати. Меняются правила игры, это касается в первую очередь телевидения. На смену аналогового эфирного приходит цифровое ТВ. Хорошая картинка с одной стороны, с другой сокращение или полное закрытие регионального телевидения.

– Местный зритель останется без привычных любимых телепрограмм?

– Для муниципальных телестудий - да, это конец. Им некуда вписаться – кабельное ТВ на селе и в малых городах имеет небольшой охват, а в цифровое телевидение местных вещателей не пустят. Останется ГТРК со своими врезками на федеральных каналах и ОРТ Планета с полномасштабным вещанием в кабельных сетях и интернете.

2018 год станет определяющим для местных телестудий. После запуска 2-го мультиплекса цифрового вещания все федеральные сетевые партнеры наших телевизионщиков уйдут в «цифру». Аналоговое эфирное вещание на привычную домашнюю или коллективную антенну будет постепенно умирать. Это произойдет еще и потому, что перераспределятся рекламные потоки. Рекламодатели пойдут туда, где есть аудитория.

Распределение рекламных потоков в медиа РФ за 9 месяцев 2017 года.

Источник: АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России)

– А где сегодня аудитория?

– Уже осенью прошлого года рекламные потоки в интернет сравнялись с объемом рекламы на ТВ. Это произошло впервые на медиарынке. И интернет и ТВ контролируют по 40 % рынка, а значит и аудитории. И тенденция в пользу интернета будет развиваться и далее серьезными темпами. Для Оренбуржья это пока не совсем характерно, особенно в малых городах и районах, где проникновение, а главное скорость интернет-трафика пока не оптимальны. Зато в наших крупных городах – Оренбурге, Орске, Новотроицке – интернет как СМИ становится номер один. Традиционные ТВ и печать либо уйдут, либо переформатируются. Пример, тот же медиахолдинг Планета. Теперь это единственный лицензированный телевещатель в кабельных сетях на 21 частоте, кроме того в перспективе запуск своего собственного радиовещания на всю область. Лицензия на радиовещание также получена через конкурсную процедуру.

– Если проблемы у телевизионщиков, то что ждет печатные СМИ и в первую очередь газеты?

– Для местных газет ситуация самая сложная. Если в целом по стране рекламный рынок в 2017 году вырос на 15 %, то у прессы падение на 10%, а в Оренбуржье снижение доходов от печатной рекламы на 15-18%. Больше всего проблем у местных не рекламных печатных изданий: покупательская способность населения в малых городах и районах очень низкая. Падают доходы газет не только от рекламы, но и от частных объявлений. Подписка из-за постоянного роста стоимости почтовой доставки дорожает, и многие читатели не имеют возможности выписывать любимые местные издания. При этом мы в Оренбуржье имеем очень достойные тиражи городских и районных газет. И пока интернет не дошел до каждого домохозяйства на селе, местная газета - это единственный источник информации.

К сожалению, если по газетам в ближайшее время не будут приняты стратегические планы развития, 2018 год для многих изданий может стать последним. Что касается газет в крупных городах, то печатного будущего у них нет – только интернет-издания и электронная подписка.

ТОП-8 самых цитируемых СМИ Оренбургской области (9 месяцев 2017 года – Медиалогия)

– Вернемся к интернету. Что у нас здесь происходит?

– В сети у нас настоящий бум. Не будем затрагивать соцсети, интернет-торговлю и прочее. Остановимся только на новостных сайтах, информационных порталах и электронных версиях традиционных СМИ. Очень похоже на начало 90-х, когда в Оренбуржье началось развитие местного ТВ: другие, не всегда правда достоверные, новости; пиратский контент; безграмотные журналисты и редакторы. Но главное - то, что можно работать без регистрации как средство массовой информации. И при этом ни за что не отвечать. 2017 год немного организовал эту серую массу. Большинство сайтов зарегистрировались как СМИ. Но чернухи и фейковых новостей меньше не стало. Главное для большинства – показатель посещаемости. Интернет в отличие от ТВ легко измеряется. А это критерий для рекламодателей. Для авторитетности ресурса главное же индекс цитируемости, т.е. какие солидные медиа ссылаются на эти СМИ. Это критерий для узнаваемости не только в России, но и за рубежом. Здесь за год у нас много изменений: безусловный многолетний лидер портал РИА56, серьезно прибавили в 2017 году ЭХО Москвы в Оренбурге, МК и газета Оренбуржье. В целом за интернетом будущее, правда, с профессиональной точки зрения интернет-новости – это упрощенные газеты и телевидение в традиционном смысле.

Ведущие интернет-сайты Оренбургской области за 2017 год по данным Liveinternet (раздел Новости.СМИ)

– Значит, что и журналистика изменится?

– Безусловно. Аудитория заказывает музыку и определяет уровень и круг интересов. Самые пики просмотров в интернет-сообщениях у событий про криминал, педофилов, наркоманов. Такие новости кстати могут делать и роботы. Что в скором времени Качество СМИ – вопрос государственной политики: Анатолий Коблов рассказал о кризисе печати, росте интернета и правилах игры для ТВ

Председатель Союза журналистов Оренбуржья, генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье» Анатолий Коблов накануне Дня российской печати подвел итоги 2017 года для региональных СМИ и обозначил тенденции развития оренбургских медиа на ближайший период.

– Как прошел 2017 год, чем сегодня живет медиаотрасль региона?

– Не хочется начинать с банальной избитой фразы «Год был непростым!»

Это был, пожалуй, самый тяжелый год из моей 25 летней практики работы в СМИ. Для примера несколько цифр: количество зарегистрированных СМИ неуклонно сокращается (за три года на 40 %), сегодня мы имеем самый низкий прирост журналистских кадров – новые люди пришли в среднем в одну редакцию из пятнадцати. Меняются правила игры, это касается в первую очередь телевидения. На смену аналогового эфирного приходит цифровое ТВ. Хорошая картинка с одной стороны, с другой сокращение или полное закрытие регионального телевидения.

– Местный зритель останется без привычных любимых телепрограмм?

– Для муниципальных телестудий - да, это конец. Им некуда вписаться – кабельное ТВ на селе и в малых городах имеет небольшой охват, а в цифровое телевидение местных вещателей не пустят. Останется ГТРК со своими врезками на федеральных каналах и ОРТ Планета с полномасштабным вещанием в кабельных сетях и интернете.

2018 год станет определяющим для местных телестудий. После запуска 2-го мультиплекса цифрового вещания все федеральные сетевые партнеры наших телевизионщиков уйдут в «цифру». Аналоговое эфирное вещание на привычную домашнюю или коллективную антенну будет постепенно умирать. Это произойдет еще и потому, что перераспределятся рекламные потоки. Рекламодатели пойдут туда, где есть аудитория.

Распределение рекламных потоков в медиа РФ за 9 месяцев 2017 года.

Источник: АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России)

– А где сегодня аудитория?

– Уже осенью прошлого года рекламные потоки в интернет сравнялись с объемом рекламы на ТВ. Это произошло впервые на медиарынке. И интернет и ТВ контролируют по 40 % рынка, а значит и аудитории. И тенденция в пользу интернета будет развиваться и далее серьезными темпами. Для Оренбуржья это пока не совсем характерно, особенно в малых городах и районах, где проникновение, а главное скорость интернет-трафика пока не оптимальны. Зато в наших крупных городах – Оренбурге, Орске, Новотроицке – интернет как СМИ становится номер один. Традиционные ТВ и печать либо уйдут, либо переформатируются. Пример, тот же медиахолдинг Планета. Теперь это единственный лицензированный телевещатель в кабельных сетях на 21 частоте, кроме того в перспективе запуск своего собственного радиовещания на всю область. Лицензия на радиовещание также получена через конкурсную процедуру.

– Если проблемы у телевизионщиков, то что ждет печатные СМИ и в первую очередь газеты?

– Для местных газет ситуация самая сложная. Если в целом по стране рекламный рынок в 2017 году вырос на 15 %, то у прессы падение на 10%, а в Оренбуржье снижение доходов от печатной рекламы на 15-18%. Больше всего проблем у местных не рекламных печатных изданий: покупательская способность населения в малых городах и районах очень низкая. Падают доходы газет не только от рекламы, но и от частных объявлений. Подписка из-за постоянного роста стоимости почтовой доставки дорожает, и многие читатели не имеют возможности выписывать любимые местные издания. При этом мы в Оренбуржье имеем очень достойные тиражи городских и районных газет. И пока интернет не дошел до каждого домохозяйства на селе, местная газета – это единственный источник информации.

К сожалению, если по газетам в ближайшее время не будут приняты стратегические планы развития, 2018 год для многих изданий может стать последним. Что касается газет в крупных городах, то печатного будущего у них нет – только интернет-издания и электронная подписка.

ТОП-8 самых цитируемых СМИ Оренбургской области (9 месяцев 2017 года – Медиалогия)

– Вернемся к интернету. Что у нас здесь происходит?– В сети у нас настоящий бум. Не будем затрагивать соцсети, интернет-торговлю и прочее. Остановимся только на новостных сайтах, информационных порталах и электронных версиях традиционных СМИ. Очень похоже на начало 90-х, когда в Оренбуржье началось развитие местного ТВ: другие, не всегда правда достоверные, новости; пиратский контент; безграмотные журналисты и редакторы. Но главное - то, что можно работать без регистрации как средство массовой информации. И при этом ни за что не отвечать. 2017 год немного организовал эту серую массу. Большинство сайтов зарегистрировались как СМИ. Но чернухи и фейковых новостей меньше не стало. Главное для большинства – показатель посещаемости. Интернет в отличие от ТВ легко измеряется. А это критерий для рекламодателей. Для авторитетности ресурса главное же индекс цитируемости, т.е. какие солидные медиа ссылаются на эти СМИ. Это критерий для узнаваемости не только в России, но и за рубежом. Здесь за год у нас много изменений: безусловный многолетний лидер портал РИА56, серьезно прибавили в 2017 году ЭХО Москвы в Оренбурге, МК и газета Оренбуржье. В целом за интернетом будущее, правда, с профессиональной точки зрения интернет-новости – это упрощенные газеты и телевидение в традиционном смысле.

Ведущие интернет-сайты Оренбургской области за 2017 год по данным Liveinternet (раздел Новости.СМИ)

будут использовать в сети британские издания.

Хорошая журналистика, авторская, аналитическая менее востребована. А значит круг порочный. Меньше читателей, меньше аудитория, меньше рекламы. Значит и низкая зарплата журналиста не добавляет авторитета и статусности профессии.

– Т.е. у журналистики печальное будущее?

– Качественная журналистика это то же самое, что качественные образование, здравоохранение, культура. Т.е. не совсем коммерческие проекты. А это уже серьезная государственная внутренняя политика.

Источник: РИА «Оренбуржье».