Реклама алкоголя в СМИ – это зло или добро?

Всю текущую неделю в  стране проходят мероприятия, посвященные Дню печати. Особенный интерес вызвала встреча президента Путина В.В. в стенах газеты «Комсомольская правда» с группой главных редакторов ведущих печатных СМИ. Один из участников этой встречи обратился с просьбой к президенту разрешить рекламу качественного алкоголя в  прессе в порядке укрепления экономики газет и журналов.

По данным «Интерфакса», президент согласился с тем, что доходы СМИ от рекламы за последние годы сократились в два раза, и заверил, что действующие льготы для печатной прессы будут сохранены. А заканчивая обсуждение этой темы, сказал: «Ну, хорошо, давайте мы подумаем». 

По моему мнению, у  президента РФ сложилось не вполне объективное представление о состоянии рекламы в печатных СМИ, я бы даже сказал – об экономическом положении российской прессы в целом. Полагаю, что он недостаточно проинформирован об этой проблеме.

Прежде всего, надо напомнить, что реклама в печатных СМИ в целом упала в два-три раза, а в ряде сегментов – и в четыре-пять раз. Поступления от продажи газет и журналов сильно оскудели из-за массовой ликвидации киосков прессы и падения подписки почти в  два раза из-за отмены госсубсидий «Почте России» на покрытие убытков по  доставке подписных изданий населению, что с учетом наших расстояний стало серьезной проблемой. В этом контексте надо признать полным издевательством недавно проведенное в Госдуме решение, разрешающее печатным СМИ размещать рекламу на  площадях до 45 процентов своего объема. Иначе как плохой информированностью депутатов о том, что реклама в печатных СМИ стремится к нулю, это решение никак не объяснить.

Теперь о рекламе алкоголя в прессе. На эту тему неоднократно положительно высказывался замминистра связи А.К.Волин, и я его в этом вопросе абсолютно поддерживаю. Реклама качественного алкоголя в СМИ никоим образом не может повлиять на рост потребления спиртного населением. Наоборот, это в значительной степени будет играть роль просвещения и повышения культуры употребления спиртного. Широкие народные массы чаще всего употребляют не качественные виски или коньяки, а скорее дешевые сорта водки, вина и, более того, всякого рода суррогаты и подделки.

Большим откровением стало интервью «Российской газете» руководителя Федеральной службы по  регулированию алкогольного рынка Игоря Чуяна, который признал, что до 60 процентов коньяков в стране – это поддельные напитки.  «По данным ЕГАИС и деклараций, — сообщил И.Чуян, — за первое полугодие 2017 года объем производства коньяка увеличился на 12,2 процента. При этом производство сырья для него (коньячного дистиллята) сократилось на 7 процентов, а закупки дистиллята за рубежом снизились на 8 процентов. Таким образом, тот коньяк, который был произведен в первом полугодии прошлого года, был обеспечен сырьем лишь на 57 процентов».

Никакими запретами массовый алкоголизм не победишь, а вот повышением культуры и просвещением это сделать можно. Надо снять запрет на рекламу в печатных СМИ качественного алкоголя, табака и других товаров – это укрепит экономику прессы. А поскольку наше государство, в отличие от большинства зарубежных стран, в настоящее время не может оказывать медиаотрасли эффективную поддержку, я считаю, надо в порядке просвещения позволить СМИ рекламировать все товары и услуги, разрешенные законом и находящиеся в  продаже. А в киосках прессы реализовывать любые  товары импульсного спроса, имеющиеся на рынке, при условии, что печатной продукции в обороте этих торговых объектов будет не  менее 50 процентов.

Очень хотелось бы, чтобы администрация президента подготовила для руководителя страны объективную справку о состоянии экономики медиаотрасли с предложением снять запрет на рекламу в отечественной прессе товаров и услуг, разрешенных законом к реализации.

Добавлю, что при положительном решении данного вопроса СМИ могли бы отчислять налоги в бюджет в  значительно большем объеме, что было бы крайне полезно для государства.