«Продажа в киосках потеряла для нас экономический смысл, — объяснил «Областной газете» такое решение редакции один из авторов издания. – Временных и организационных усилий она требует немало, а результат на выходе – всего лишь самоокупаемость».
Диагноз невеселый – экономический кризис в отдельно взятых СМИ, разных по жанру, но одинаковых по судьбе. Это премьер-министру легко сказать: «Денег нет, но вы держитесь». К прессе этот совет неприменим. В России за последние пять лет ушли из жизни около 30 тысяч газет и журналов, и практически все – по экономическим причинам. Главный диагноз этого печального результата – неспособность СМИ меняться и быть адекватными меняющемуся спросу потребителей. А спрос меняется стремительно. По оценкам экспертов международной организации «Дистрипресс», жизненный цикл издания в настоящее время составляет пять лет, поэтому и меняться надо соответственно чаще, чтобы не погибнуть на рынке. Любая закостенелость газет и журналов и почивание на лаврах прошлого периода обрекают их на финансовую гибель.
В Европе, к примеру, давно уже стало аксиомой, что печатные СМИ должны перейти от рекламоцентричной модели к продажецентричной. А для этого надо постоянно изучать динамику спроса и идти за потребителем и его меняющимися интересами. Но, к сожалению, не все это могут делать. Некоторые наши коллеги считают, что они создают гениальный контент, замечательные СМИ, но отсталая публика их не понимает и не ценит…
И конечно, принципиально важно внедрять современные цифровые технологии, интегрироваться с социальными сетями и блогосферой и следовать концепции «360 градусов» в издательском деле, в подписке и дистрибуции.
Хороший пример в этом направлении дают нам некоторые западные успешные издания. Как написала Mediakritika.by, газета Guardian за год увеличила подписки на 360 процентов, сделав подборку резонансных тем и наладив коммуникации с читателями, оказывающими поддержку изданию. Норвежская газета Aftenposten удвоила число подписчиков за счет того, что отказалась от публикации материалов, дающих максимум трафика, в пользу материалов, которые максимально вовлекают читателя. Аналогичной стратегии придерживается и The New York Times, также добившаяся хороших результатов в подписке.
Надо признать, что многие отечественные издания в наше трудное время живут очень даже неплохо. Это прежде всего те, которые следуют концепции мультимедийности, продавая свой контент на рынке в разных форматах и по всем возможным каналам. Поэтому, возвращаясь к судьбе «Калининградской правды» и «Красной бурды», замечу, что издания можно спасти и возродить, но для этого они должны встать на дорогу мультимедийности и интеграции с «цифрой». Вопрос, смогут ли? Будем надеяться.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com