В «Почте» рассказали, что на второе полугодие 2018 года компания сохранит существующую стоимость доставки периодических печатных изданий – как федеральных, так и региональных. Тарифы на магистральную перевозку изданий также не будут повышены. Кроме этого, почтовый оператор направит 1,5 млрд руб. собственных средств «на поддержку института подписки». Речь идет, по сути, о скидках на подписные издания – от 20 до 25%. В «Почте России» пояснили, что в скидочный пул войдет более 2,5 тысяч изданий. Среди них около 15 федеральных изданий, включая явно ориентированную не на миллионники газету «Сельская жизнь». Также со скидкой можно подписаться на более чем 140 детских изданий, в том числе на языках народов России (марийском и других). В списке много научно-популярных и региональных изданий.
«Мы понимаем, насколько важна печатная пресса для населения и оказываем максимальную поддержку печатным СМИ и самим подписчикам», - сообщил генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов.
Эксперты отмечают, что, тратя собственные средства на подписную кампанию, «Почта России» пытается привлечь клиентов. «Почте России», безусловно, нужны поводы для того, чтобы население продолжало приходить в офисы, поскольку эти офисы – её стратегический канал продажи услуг онлайн-доставки и финансовых услуг – основных драйверов её роста, - поясняет аналитик «Финама» Леонид Делицын. - Причём конкуренты в виде онлайн-магазинов и банков, за исключением «Сбербанка», подобного доступа к возрастной аудитории не имеют. Поэтому льготную подписку можно рассматривать как способ маркетинга, продвижения всего спектра услуг «Почты».
В «Финаме» напоминают, что 40% сельского населения и 30% населения малых городов до сих пор не пользуется интернетом. В масштабах России - это четверть всего населения (25%). «Безусловно, речь идёт о старших поколениях, у которых есть телевизор и радио, но, телевизор и радио – бесплатны, а за подписку они всё-таки платят. Если же речь идёт о региональных изданиях, то там зачастую местная газета является основным источником информации, в том числе и административной – указов и распоряжений руководителей регионов, местных новостей, анонсов событий и т.п.», - добавляет Леонид Делицын.
По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), активнее всего во втором полугодии 2017 года подписка велась в Чеченской республике (354 подписки на тысячу жителей), в Курской области (330), в Татарстане (282), а также в Северной Осетии (247).
В целом рынок печатных СМИ в России предсказуемо сжимается, причем год к году все более динамично. По оценкам экспертов, за последние 5 лет в России прекратили существование около 30 тыс. печатных газет и журналов. В маркетинговом исследовании РБК о рынке печатной прессы говорится, что объем этого рынка в России в 2016 году составлял 78,02 млрд. рублей. По сравнению с 2015 годом - сократился на 6%. По итогам 2015 года 56% выручки печатных СМИ обеспечивала реализация прессы в розницу, 16,5% – выручка по подписке, 24% - доход от размещения рекламы.
В конце 2016 года президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении доли рекламы в печатных изданиях с 40% до 45% (подробнее). Однако уже тогда представители печатной прессы, опрошенные TelecomDaily, не увидели в этом факте широких перспектив. Итоги 2017 года подтвердили эти опасения. В Агентстве коммуникационных агентств России (АКАР) отмечают, что рынок рекламы в печатной прессе в 2016 году упал на 16%. В 2017 году реклама в прессе снова упала, на 10%. «Сейчас рынок рекламы в печатной прессе составляет менее половины (47%) от того, что было в 2013 году. Подписка – один из способов выживания печатных СМИ», - уточняет Леонид Делицын.
Веденеева Наталия
Источник: TelecomDaily