Многочисленные публикации в казахстанских, а также и в зарубежных СМИ на тему уничтожения рынка распространения печатных СМИ в республике стали поводом для визита в Алматы российских медиа-менеджеров ещё в конце минувшего года. Местные власти и медиа смогли выстроить по-новому свои отношения сразу в восьми областях РФ. Журналисты пролоббировали появление приказа Минкомсвязи. Так впервые был обозначен норматив: главам регионов рекомендовали каждых 2500 жителей области обеспечивать как минимум одним газетным киоском. Площадь павильона – до 18 кв.м, срок размещения торговых павильонов на городской территории – до 5 лет.
Своим опытом с коллегами из Казахстанского "Медиа Альянса" поделился бывший казахстанец Александр Лапин, председатель наблюдательного совета российского издательского дома "Евразия 21 век". Однако если в Воронеже удалось отнести газетную торговлю к группе социально значимых товаров и услуг (отсюда и преференции, и дотации со стороны властей), то в Алматы начало нынешнего года ознаменовалось почти семикратным ростом стоимости торгового павильона в самой привлекательной пешеходной зоне южной столицы. Как сообщает портал Total.kz со ссылкой на руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы Максата Кикимова, шаг аукциона составлял 10%. "Наши предприниматели сами определили стоимость ежемесячной арендной ставки в условиях открытой конкуренции – арендная плата за киоск площадью 27 кв.м в среднем будет составлять 1,3 млн тенге в месяц".
От пяти киосков город ожидает ежегодных поступлений в размере 67,4 млн тенге. Аренда рассчитана на один год с правом дальнейшей пролонгации. Здесь разместится продукция под брендом Bellali (мороженое), RedDragon, JollyVolly, "Стардогс" (пункты быстрого питания) и пекарня Boulangerie. Для газетных киосков здесь места не нашлось.
Для сравнения: российские СМИ добились рекомендованной арендной платы в размере 30 RR/кв.м (171,6 KZT) для городов-миллионников. Это в 280 раз ниже ставки аренды "квадрата" на Панфилова в Алматы.
Самый привлекательный – алматинский – рынок распространения печатной продукции формировали до недавнего времени три легальных игрока ("Дауыс" – "Союзпечать", KazPress – NomadPress, "Караван") плюс стихийные развалы.
68 металлических киосков, сваренных ещё в 90-х годах, составляли сеть распространения казахстанского еженедельника "Караван". Два года назад "каравановцы" запланировали расширение сети до ста киосков и изготовили для начала ещё 25. Сеть распространения ожидала постепенная модернизация и замена старых будок новыми. Стоимость новых киосков, удовлетворяющих требованиям и образцам городского акимата Алматы, колеблется от 3 млн (по оценке Александра Краснера, главного редактора и генерального директора издания "Новая газета" – Казахстан"), до 6,5 млн тенге (по оценке Александра Нездемковского, генерального директора ТОО "Агентство Kazakhstan Today"). Несмотря на самый маленький парк киосков "каравановская" сеть пока в одиночку демонстрирует выживаемость на рынке печатных СМИ.
У исчезнувшей с рынка после долгих и скандальных разбирательств сети распространения KazPress – Nomad-Press было в южной столице около 140 киосков. "Дауыс" – "Союзпечать" располагал 247 точками. Эксперты напоминают, что большинство своих киосков "Дауыс" отдавал в аренду и прессу там едва ли можно было встретить. Очень символично, что, располагая такой обширной сетью, "Дауыс" обращался за консультацией и помощью к своим конкурентам из "Каравана": "Помогите наладить продажу газет", – вспоминает Александр Нездемковский. Он напоминает про рентабельность киосков в 2-3% – "это вообще ничто". В "Караване" пробовали тоже отдать свои киоски в аренду, но их никто не взял: сеть содержат лишь для реализации одноимённого еженедельника.
Под новые запросы городских властей, впрочем, "Дауыс" уже не стал заказывать новые киоски. "Дауыс" – "Союзпечать" прекратил своё существование в прежнем виде: структура распалась на две организации. В первой занимаются исключительно вопросами подписки на периодические издания, курсируя между подписчиками и службами доставки корреспонденции на дом и в офис (например, KazPost). Вторая структура – это Городское управление по распространению печати "Дауыс". Несмотря на название, это не акиматовская, а частная компания, к которой перешла известная торговая марка. Журналисту Informburo.kz тут удалось отыскать только бухгалтера. Его кабинет размещён в одном здании с группой компаний RTS Decaux: эта структура в частности занимается остановочными комплексами для общественного транспорта и позиционирует себя как "лидер казахстанского рынка наружной рекламы в формате уличной мебели".
Здесь курируют завершение хозяйственно-финансовой деятельности прежнего "Дауыса", распродавая по остаточной стоимости в 400 тысяч тенге киоски всем желающим. Все работавшие сотрудники компании уже уволены, сообщила собеседница: из прежнего состава "дорабатывать" осталось лишь двое. На балансе киосков уже не осталось, за исключением трёх "евро-киосков", приобретённых в своё время у украинских поставщиков. Они появились на алматинском проспекте Достык. В районе алматинского рынка "Сары-Арка" на Абая – Алтынсарина под брендом "Дауыс" – "Союзпечать" разместились реализаторы "птицы счастья": здесь реализуют в розницу кофе, чай, донеры и бройлеров-гриль. Этот факт вызвал у нашего собеседника лёгкую усмешку, но нам напомнили, что по требованию акимата киоски вывозили в неизвестном направлении, и судьба части имущества до сих пор остаётся невыясненной. Возрождать сеть распространения не планируется.
Анализируя для российского сетевого ресурса Regnum читательский рынок Казахстана, известный казахстанский журналист Марат Шибутов подчеркнул, что средний тираж книги в Казахстане упал до 3 тысяч экземпляров. До сих пор такие средние тиражи были зафиксированы только в 1926 году, то есть до проведения массовой кампании по ликвидации безграмотности.
Эксперт отметил и кратное падение розничных продаж СМИ в Казахстане. В целом по стране они сократились в 2,5 раза. От региона к региону различия в динамике весьма ощутимы. В Атырауской области и ЗКО продажи выросли в 1,7 и 3 раза. В Алматы продажи упали в 11 раз, в Павлодарской области – в 25, Кустанайской области – в 50 раз.
Интересно, что в это же время западный рынок печатных СМИ переживает долгожданный отскок и отмечает возвращение аналитической публицистики, фиксирует рост интереса к печатным СМИ. Фейковые новости и агрессивная анти-медийная риторика Дональда Трампа оттолкнули вдумчивую публику от социальных сетей и заставили её вернуться к "умной" прессе и лонгридам. Print is the new "new media".
Руслан Минулин
Источник: Informburo.kz