Этому способствовали общие макроэкономические процессы в стране, а также рост тарифов и стоимости услуг, непосредственно влияющих на себестоимость печатной продукции. Так, в целом за 2017 год инфляция по всем товарам и услугам, по данным Росстата, составила минимальные за всю новейшую историю России 2,5% (инфляция в ноябре и октябре составила 0,2% после дефляции в 0,1% в сентябре, рекордной дефляции в 0,5% в августе). Инфляция в декабре 2017 года составила 0,4% и оказалась ниже ожиданий аналитиков, соответствовала нижней границе ожиданий Минэкономразвития.
Цены на печатную прессу активизировались в декабре 2017 года, когда стали поступать в продажу первые номера изданий 2018 года. За декабрь 2017 года цены подросли в среднем на 1-2%. В январе 2018 года цены на прессу продолжили медленно подниматься, в среднем они выросли на 3,2%. Больше всего за исследуемый период (почти на 30%) подорожали нишевые журналы, такие как оружейные, свадебные, хоббийные (рукоделие и другие). Среди лидеров по росту цен и деловая пресса, на нее рост цен состовил чуть более 10%. В целом повышение цен коснулось в той или иной мере всего газетного сегмента. Газеты для дачников подросли в среднем на 8-9%, информационно-новостные и ежедневные издания – на 7-8%, кулинарные газеты – на 5-6%. Меньше затронул рост цен кроссворды, сканворды – за январь 2018 года цены подросли на 2-3%, а на газеты о здоровье и здоровом образе жизни – только на 1%.
Основные тематические группы печатной прессы выросли в цене на 1-3%. Так, женские журналы подросли только на 1%. Пресса мужской тематики стала дороже на 2%, а вот телегиды – на 3%.
Детские журналы, доля которых в общих продажах прессы достигла уже почти 10%, подорожали в среднем на 5%. Однако коллекционные издания, в т.ч. и детской направленности, подорожание практически не затронуло. В конце декабря произошел запуск новых коллекций, первые номера которых реализовывались по спецценам. Издатели, изучив потребности читателей, в основном выпускали недорогие коллекции, рассчитанные на массового покупателя.
Практически без изменений остались цены на автомобильные, спортивные и рекламные издания, издания о технике, журналы и газеты религиозной и эзотерической направленности. А на ряд изданий данных тематических групп в некоторых торговых точках произошло снижение розничной цены.
Табл. 1. Среднее изменение цен на периодическую печать по тематическим группам в январе 2018 г.
(% по отношению к 4 кварталу 2017 г.)
Ассортиментная группа |
Повышение цен в янв.2018, % |
Автомобильные журналы |
0,3% |
Деловая пресса |
10,8% |
Детские издания |
4,8% |
Ежедневная пресса |
7,9% |
Женские издания |
1,3% |
Издания для мам (родителей) |
8,2% |
Издания о здоровье и здоровом образе жизни (газеты) |
1,2% |
Издания о здоровье и здоровом образе жизни (журналы) |
2,3% |
Издания об оружии |
32,8% |
Издания религиозной направленности |
0,5% |
Интерьер и архитектура |
3,2% |
Исторические журналы |
0,1% |
Компьютерные издания |
3,3% |
Кроссворды, сканворды, судоку и т.д. |
2,6% |
Кулинарные издания |
5,8% |
Молодежные издания |
3,4% |
Мужские журналы |
2,4% |
Научно-популярные издания |
2,6% |
Новостная пресса |
7,3% |
Партворки, коллекционные издания |
1,6% |
Рекламные издания |
-2,1% |
Рукоделие, вязание и др. хобби |
10,8% |
Рыбалка/Охота |
2,4% |
Сад/огород/цветы |
8,7% |
Спортивные издания |
-0,9% |
Стиль жизни |
0,9% |
Таблоиды (издания о знаменитостях) |
1,6% |
Телегиды |
3,2% |
Эзотерические издания |
-0,1% |
В среднем по рынку |
3,2% |
Прогнозируя ситуацию с розничными ценами на печатные СМИ на 2018 год, можно предположить их относительную стабилизацию до конца 1 квартала 2018 года, что связано, прежде всего, с ожидаемым замедлением общей инфляции в стране, а также с тем, что запланированное повышение цен уже проведено большинством издателей печатной прессы.
Экспертная группа АРПП