«Региональную прессу поставили ниже хозтоваров в российском супермаркете» — Александр Малькевич

Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций совместно с Координационным советом региональных средств массовой информации при Общественной палате Российской Федерации провели круглый стол «Актуальные проблемы региональных печатных СМИ».

Его участниками стали руководители печатной отрасли, представители общественных организаций, члены Общественной палаты РФ. Модерировали площадку первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич и исполнительный директор «АРС-ПРЕСС» Софья Дубинская.

«Мы продолжаем составлять номенклатуру проблем региональных СМИ, на основании которой в дальнейшем будем вести переговоры с законодателями. Как показала практика, для сенаторов и депутатов многие трудности, с которыми мы сталкиваемся, стали настоящим открытием. Только в общении с нами они в полной мере осознали, что регионы лишаются своего телевидения. Поэтому сейчас наша задача — понять горящие вопросы периодической печати, чтобы донести их представителям власти», — обратился к участникам круглого стола Александр Малькевич.

Участниками дискуссии было отмечено, что норматив по числу киосков, продающих печатную прессу, на душу населения практически ни в одном регионе не выполняется. Кроме того, за исключением Воронежа и Липецка стоимость аренды земли для таких киосков везде такая же, как и, условно говоря, у точек общественного питания.

Одной из основных проблем представители медиасообщества выделяют плату за «вход». Ранее численность киосков, торгующих печатными СМИ, составляла около 42 тысяч по стране, на сегодняшний день осталось всего 19 тысяч. Только 25 процентов торговых сетей берут региональную и местную прессу на реализацию, остальные требуют плату за «вход» по аналогии с пищевой продукцией.

Александр Малькевич отметил, что таким образом региональную прессу приравнивают к молочной продукции, производителям которой торговые сети перечисляют денежные средства после реализации в течение 30 дней, в то время как печатные СМИ могут получить их только через полгода. По мнению участников круглого стола, притом что некоторые газеты выходят ежедневно, это совершенно неприемлемо.

Член ОП РФ также отметил, что только власть через законы сможет повлиять на эту ситуацию. Обсуждения по этому вопросу планируются с Министерством промышленности и торговли РФ.

В ходе дискуссии вновь был поднят вопрос о необходимости льгот по страховым платежам для редакций СМИ, обсуждавшийся на V Форуме СМИ Северного Кавказа. Представителями средств массовой информации было высказано предложение о том, чтобы внести определение «социально значимые СМИ» в Закон о СМИ.

К слову, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сейчас вносит поправки о том, чтобы официальные документы можно было публиковать не только в печатных СМИ, но и в сетевых изданиях. По мнению собравшихся, размещение официальных документов в печатной продукции работает в минус для большинства СМИ: порой такие вкладки достигают 300 страниц, но их никто не читает.

По итогам круглого стола было принято решение о разработке памятки региональным и местным СМИ в плане взаимодействия с органами власти по вопросам правовой защиты журналистов и разъяснения современного законодательства.

Пресс-служба Общественной палаты РФ