В мероприятии приняли участие представители основных региональных и столичных игроков распространительского бизнеса, руководство НП «АРПП» и Союза издателей «ГИПП»: О.А. Бережной - генеральный директор ООО «ГК «Кардос», А.Н. Богданов - генеральный директор ООО «Сейлс», Г.С. Григорян - коммерческий директор ООО «ЭксперссМедиаМаркет», А.Н. Костюченко - президент НП «ДистриКлуб», А.В. Луговая - исполнительный директор НП «АРПП», К.В. Нагибин - заместитель исполнительного директора ООО «ТК-Пресс», А.В. Оськин - и.о. президента НП «АРПП», председатель правления НП «АРПП», В.Г. Паргентанян - генеральный директор ООО «Медиа-Дистрибьюшен», Т.В. Паршкова - генеральный директор ООО «Ритейл Медиа Групп», Т.В. Романова - заместитель исполнительного директора НП «АРПП», В.В. Холодняк - генеральный директор «ЮгМедиаПресс», Т.В. Цыбина - директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалтинг – Пресспроект», Е.М. Шитикова - исполнительный директор Союза издателей «ГИПП».
Заседание открыл А.В. Оськин. Ведущий поприветствовал собравшихся и проинформировал их о том, что 26 февраля с.г. состоится Отчётно-выборная конференция НП «АРПП», одной из тем которой станет слияние двух крупнейших общественных объединений отрасли: Ассоциации и Союза издателей – с целью создания единой мощной лоббистской структуры, консолидирующей всех участников рынка печатных СМИ России.
Далее модератор предоставил слово для выступления Т.В. Цыбиной, которая рассказала участникам о состоянии и особенностях российской системы дистрибуции прессы в сетях FMCG. По словам докладчика, в последние годы в России продолжается рост численности сетевых магазинов и сегодня ритейл стал равнозначным каналом распространения прессы наряду с киосками: в настоящее время 45% всех розничных тиражей периодики продаётся через сетевые магазины самообслуживания. Продажи прессы в ритейле формируют в рублёвом выражении до 53% выручки издателей за счёт реализации розничных тиражей. Вместе с тем печатная продукция присутствует только в каждом пятом магазине продуктовых сетей FMCG. Выступающая сообщила, что в структуре российского ритейла прослеживается увеличение доли современных форматов торговли (супермаркетов, гипермаркетов и пр.) за счёт независимых операторов традиционного формата (киосков и павильонов прессы), а также рынков и ярмарок. Т.В. Цыбина добавила, что среди всех объектов, реализующих тиражи газет и журналов, 15% занимают гипермаркеты, 39% - супермаркеты, 21% - формат «магазин у дома», 26% - дискаунтеры и 9% - остальные форматы. Главными проблемами, с которыми сталкиваются издатели и дистрибуторы в работе с сетевыми магазинами, докладчик считает максимальные сроки оплаты за товар распространителю, нелояльное отношение к печатной продукции как «неперспективной» товарной группе, сокращение количества SKU, размещение оборудования с прессой в местах с низкой проходимостью, взимание платы за изменение ассортимента реализуемой периодики. По мнению Т.В. Цыбиной, отраслевое сообщество должно сформировать у ритейлера образ прессы как выгодного для продажи продукта. В этом смысле хорошим примером мог бы стать положительный опыт немецких коллег, которые разработали брошюру «Пресса в торговле», содержащую информацию о прибыльности прессы как категории, о правильном формировании ассортимента, о важности рекламных материалов в местах продаж и услугах дистрибуторов, позволяющих повысить рентабельность реализации периодики. В завершение своего выступления Т.В. Цыбина представила участникам мероприятия текст, который был составлен экспертной группой Ассоциации на основании брошюры немецких коллег, но с учётом особенностей дистрибуции прессы через сетевые магазины в России.
А.В. Оськин попросил участников заседания проанализировать разработанный в АРПП текст и внести в него свои предложения и дополнения.
Ведущий высказал мнение, что позицию ритейлера по отношению к печати, который не видит в периодике сильную товарную категорию, способную принести ему ощутимую прибыль, изменило бы внесение в «Закон о торговле» поправок, в соответствии с которыми прессу предлагается приравнять к продуктам питания по срокам оплаты и предоставлению бонусов. А.В. Оськин также сообщил, что несмотря на «моральную» поддержку со стороны профильного комитета Государственной Думы, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Совета по правам человека при Президенте РФ в лице М.А. Федотова, социальная значимость печатного продукта законодательно до сих пор не закреплена. Такая нормативная мера могла бы стать основанием для конструктивного диалога с ритейлом. Ведущий обратился к участникам заседания с просьбой внести в разработанный в Ассоциации проект поправок к закону «О торговле» свои дополнения, после чего данный документ будет передан в соответствующие инстанции на рассмотрение.
Г.С. Григорян поддержал данное мнение и отметил, что на сегодняшний день позиция прессы в ритейле крайне слаба: периодика в сетях представлена плохо, её ассортимент в магазинах неуклонно сужается, а выкладка ограничивается. В этих условиях, по словам Г.С. Григоряна, интерес к прессе у ритейлера необходимо вызывать масштабной пропагандой на площадках различных отраслевых мероприятий и форумов. Докладчик также констатировал, что в России отсутствует цивилизованная стратегия работы в цепочке «издатель-дистрибутор-ритейлер», существует дискриминация в условиях и принципах поставки прессы в сетевые магазины. Г.С. Григорян считает, что российский рынок печати нуждается в создании принципиально новой модели регулирования дистрибуции периодики через сетевые магазины. В этих целях докладчик предложил сформировать общественную структуру, которая бы не просто проводила консультации и решала текущие технологические проблемы, но выработала бы правила и регламент работы издателей, дистрибуторов и ритейла. В рамках данной структуры должен существовать наблюдательный совет из представителей издательского сообщества, который будет контролировать и согласовывать вход распространителя в сеть, а также передачу издателем права поставки другому дистрибутору. Такая модель обеспечит качественную и эффективную работу издателей и дистрибуторов с сетями, построенную на принципах честной конкуренции. В продолжение своего выступления Г.С. Григорян проинформировал собравшихся о запланированной в скором времени встрече издателей, на которой они начнут разработку нового типового договора поставки прессы в сети ритейла с дистрибуторами, и предложил включиться в данный процесс собравшихся коллег.
В.В. Холодняк поддержала предложение Г.С. Григоряна, однако, высказала пожелание, чтобы в проекте типового договора был учтён баланс интересов издателя и распространителя. Также докладчик добавила, что если концептуально документ устроит обе стороны он должен быть разработан с привлечением компетентных специалистов и в строгом соответствии с налоговым законодательством.
А.В. Оськин предложил собравшимся рекомендовать Г.С. Григоряна и В.В. Холодняк войти в экспертную группу по разработке типового договора поставки. Участники мероприятия поддержали инициативу и.о. президента НП «АРПП». Ведущий также обратил внимание, что несколько лет назад уже предпринимались попытки выстроить цивилизованную работу издателей и дистрибуторов с ритейлом. Для этого был создан координационный совет по супермаркетам, однако, данная структура прекратила своё существование. Модератор выразил уверенность, что силами профессионального сообщества деятельность совета может быть возобновлена, а возглавить её предложил Г.С. Григоряну, который уже долгое время занимается аналитикой на российском рынке прессы. А.В. Оськин отметил, что во многих развитых странах мира существуют эффективно работающие модели сотрудничества издателя, дистрибутора и ритейлера. К примеру, в Германии поставка товара в сети осуществляется по договору комиссии. Положительно докладчик оценил систему, созданную в США, где существует единый национальный дистрибутор в формате финансового института, который обеспечивает функционирование всего рынка ритейла США и работает с издателем в формате предоплаты. Однако, по мнению А.В. Оськина, подобные принципы не смогут быть реализованы в нашей стране на данном этапе; в России должна быть создана новая модель, со своим инструментарием, гарантирующим прозрачное сотрудничество издателей и распространителяей прессы с сетями супермаркетов.
А.Н. Богданов усомнился в том, что часть издателей поддержит разработку нового договора, поскольку давно сформировали свои механизмы сотрудничества с определёнными распространителями и не захотят их менять. Также он напомнил, что в России законодательно закреплена возможность создания структуры, имеющей контрольно-надзорные функции, - саморегулируемой организации. Он отметил, что только в рамках СРО отраслевое сообщество сможет выстроить прозрачные взаимоотношения.
А.В. Оськин проинформировал собравшихся, что нынешняя модель СРО в России, подразумевающая создание фонда коллективной ответственности за всех участников труднореализуема, но её элементы могут быть использованы на нашем рынке.
В.Г. Паргентанян выразил мнение, что разрабатывать типовой договор поставки рано: для начала необходимо продумать концепцию новой модели регулирования дистрибуции прессы в ритейле, обозначить принципы работы этой системы, которые должны базироваться на взаимной гарантии и ограничении внутренней конкуренции.
Е.М. Шитикова сообщила, что обсуждение формата типового договора будет проходить 13 февраля в помещении Союза издателей «ГИПП», где Г.С. Григорян представит вниманию участников свои предложения по разработке системы дистрибуции в ритейле. Она выразила солидарность с собравшимися коллегами, что формирование стратегии деятельности новой модели должно происходить издателями и распространителями совместно, с учётом интересов обеих сторон.
В дискуссии по проблемным темам совещания активное участие приняли: О.А. Бережной, А.Н. Костюченко, Т.В. Паршкова.
Подводя итог мероприятия, А.В. Оськин обозначил ряд принципиально важных решений, принятых на заседании, поблагодарил собравшихся за конструктивное обсуждение вопросов повестки дня и выразил надежду на то, что совместными усилиями профессионального сообщества российской прессе удастся усилить свои позиции в ритейле, а издателям и распространителям - выйти на качественно новый уровень сотрудничества.
Фототчёт о заседании комитета по дистрибуции в магазинах самообслуживания АРПП можно найти по ссылке.
Пресс-служба АРПП