О некоторых ключевых направлениях, а также целях документа, названного "Законопроект о надежности и достоверности информации", рассказала глава французского минкульта Франсуаз Ниссен.
По словам министра, с его помощью власти собираются отслеживать каналы распространения информации через Интернет, в таких популярных соцсетях, как Facebook, Youtube, а также через СМИ, которые, как она выразилась, "находятся под иностранным влиянием". Ниссен подчеркнула, что закон будет действовать максимум пять недель перед президентскими и парламентскими выборами во Франции. При этом она сослалась на случаи распространения фейковых новостей перед референдумами о выходе Британии из Евросоюза, о независимости Каталонии, а также прошлогодними выборами в США, чего французские власти хотели бы избежать в будущем.
На этот пятинедельный период, если закон в нынешнем виде будет одобрен парламентом, Высший совет Франции по аудиовизуальным средствам информации (CSA) получит право блокировать и даже отзывать лицензию на вещание упомянутой категории СМИ, если решит, что оно является источником недостоверной информации.
При этом без особого разрешения Высшего совета этому виду СМИ не будет разрешено выходить в эфир. Что касается разнообразных интернет-платформ, то им законопроектом ставится в обязанность в предвыборные недели сообщать о том, кем был выпущен спонсированный информационный контент и какими суммами оплачен. Помимо этого, законопроект дает возможность общественным ассоциациям, просто гражданам обращаться в суды, если они посчитают ту или иную информацию недостоверной.
В этом случае решать, насколько обоснованно такое обращение, будут судьи по срочным вопросам, которые по закону имеют право оперативно реагировать на подобные нарушения. В законопроекте нет определения того, что следует считать "ложной новостью". Как указывают его разработчики, оно содержится в законе о прессе от 1881 года, где таковой названа информация, которая не соответствует реальным фактам и преднамеренно используется, чтобы "нарушить общественный порядок или попытаться это сделать".
А как у нас?
Какие шутки наказуемы
Само по себе понятие "фейк" слишком общее. Это может быть смешной розыгрыш, а может убийственная ложь. Шутить не запрещено. Надо только шутить правильно и беззлобно.
Сегодня в Интернете есть много сайтов, специализирующихся на невинных фейках: шутках, которые пародируют настоящие новости, но не притворяются правдой. Бывают удачные пародии, бывают нет. Но это не запрещено. Если же кто-то принял новость на очевидно смешном сайте за настоящую, что ж, можно посоветовать ему набираться чувства юмора.
Правда, и создатели сайтов не должны забывать, что есть вещи, над которыми шутить нельзя. Экстремизм можно найти даже в шутливых новостях. За оскорбительные шутки-фейки авторам и распространителям могут вменить экстремизм: "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", статью 282 Уголовного кодекса. Или - оскорбление чувств верующих, "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", статью 148 УК.
Другой вид фейков: намеренный обман, когда кто-то пытается выдать ложь за правду. Цели могут быть самые разные. Например, заработать на бирже. Или заставить нервничать какую-то персону, ударить по чьей-то репутации. И так далее. В этом случае распространителю фейка может грозить статья 128.1 УК "Клевета". В таком случае надо доказать, что ложь использовалась как оружие. Может быть и предъявлен гражданский иск.
Если же кто-то создал от чужого лица страничку в соцсети, это тоже фейк. Одно время такая забава была очень популярна. Но такая страничка может быть заблокирована по жалобе того, от чьего лица она ведется.
Три года назад Роскомнадзор официально признал фейковые аккаунты в социальных сетях нарушающими действующее в России законодательство в области защиты персональных данных. Когда персональные данные другого человека, будь то ФИО и его фотография, используются для создания аккаунта "фейка", то имеет место нарушение закона, поскольку цель его создания не может быть признана социально значимой.
"Правила пользования большинства популярных социальных сетей предполагают соблюдение политики "реальных имен". Если такое нарушение имело место, следует обратиться к администраторам сайта с требованием удалить аккаунт. Если ответной реакции нет, смело обращайтесь в Роскомнадзор", сообщили тогда администраторы социальной сети "ВКонтакте".
В 2017 году Роскомнадзор утвердил приказ, прописывающий критерии оценки материалов для принятия решения о блокировке сайтов. Информация признается запрещенной к распространению и доступ к ней ограничивается.
Подготовил Владислав Куликов
Прямая речь
Иван Соловьев, доктор юридических наук, профессор:
- Сегодня фейковые новости прочно стали составной частью инфоповодов, широко распространяемых и перепечатываемых многими информресурсами. Вполне логично, что большая их часть касается политики. Далее идут новости развлекательного характера. И меньше всего фейковых новостей касается бизнеса.
При этом некоторые СМИ не корректируют и не удаляют фальшивые новости после официального установления их недостоверности. Да и читатели, и зрители не всегда корректируют уровень своего доверия к источникам фейковых новостей. Более того, многие пиар-агентства используют сложившуюся матрицу распространения фейков для продвижения интересов своих клиентов. Первыми начали противостоять распространению недостоверных новостей соцсети, лишая возможности платного продвижения страницы, чьи посты получают статус недостоверных. Велика роль и журналистов в этой деятельности - в части проверки достоверности получаемой информации и. В противодействии фейковым новостям важна профилактика и оперативное реагирование. В настоящее время четкого юридического механизма противодействия фейковым новостям не создано. Но отдельные отрасли права, конечно же, работают. И гражданин, и юрлицо могут обратиться с требованием опровергнуть недостоверную информацию, как в издательство, так и в суд. Кроме того, существуют нормы административного, гражданского и уголовного законодательства, предусматривающие возможность привлечения за распространение заведомо ложных сведений, нанесших урон деловой репутации, за клевету. Наиболее действенный механизм борьбы - внедряемая во многих странах практика временной блокировки источников недостоверной информации, лишения или приостановки действия аккредитации, "отлучения" от возможности работать с официальными учреждениями, проверка источников финансирования и возможных бенефициаров.
Подготовил Иван Петров
Вячеслав Прокофьев (Париж)
Источник: Российская газета