За прошедший год число регионов, где зафиксированы нарушения закона по отношению к работникам средств массовой информации, почти не изменилось. В числе антилидеров остались Иркутская область, Краснодарский и Приморский края, а пополнили список регионы-новички – Свердловская и Челябинская области, которые вытеснили Пензенскую область и Республику Бурятию, где обижать журналистов стали меньше.
По состоянию на февраль 2018 г. на карте, которую эксперты Центра ведут с 2014 г., зафиксирован 221 факт нарушений прав представителей СМИ на территории 53 регионов. Из регионов-новичков на карте появились лишь три субъекта – Воронежская, Волгоградская области и Республика Коми, тогда как в предыдущем году новичков было семь.
«Поскольку, как правило, факты нарушения прав журналистов – это лишь отражение общего общественно-политического климата регионов, в этом году мы решили обновить карту, реабилитировав регионы, где в последние три года не было зафиксировано ни единого нарушения прав журналистов. В пяти регионах – Смоленской, Калужской, Сахалинской и Архангельской областях, а также в Еврейской автономной области – действительно была учтена критика. Мы вернули их в так называемую «серую» зону карты без нарушений, где на сегодняшний момент находятся 32 региона», – прокомментировала руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко.
По ее словам, большинство обращений, как и в предыдущий период, были получены из тех регионов, которые ранее уже фигурировали на карте, то есть нарушения прав журналистов там не случайность. Так, Иркутская область является безусловным лидером по количеству нарушений все четрые года работы ЦППЖ. Три последних года в число антилидеров также входят Краснодарский и Приморский края. А вот Республика Бурятия, где фиксировался самый большой уровень нарушения прав журналистов в 2014–2016 гг., за последний год исправилась и не допустила ни одного нарушения в отношении свободы СМИ. Выводы также сделали Новосибирская область и ХМАО, которые находились в числе лидеров по итогам двухлетнего периода (2014–2015 гг.), а также Пензенская область (находилась в числе лидеров по итогам 2014–2016 гг). Однако беспокоит, что Свердловская область, повысив режим благоприятствования для журналистов в 2016 г., по итогам 2017 г. снова вернулась в топ-5 самых злостных нарушителей прав журналистов. Присоединилась к ней и соседняя Челябинская область, которая попала в антирейтинг Центра впервые.
Из положительных тенденций эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ фиксируют снижение общего количества нарушений, допускаемых в отношении СМИ: по итогам 2017 г. их было зафиксировано 41 (18%) от общего числа, зафиксированных на карте, что на 33% меньше по отношению к 2016 г. и на 45% меньше по отношению к 2015 г.
«Однако действовать в отношении СМИ стали более жестко, – отмечает Наталья Костенко. – Лидирующие позиции заняли нарушения в сфере доступа журналистов к информации и аккредитации (22%), а также побои и угрозы (17%). Для сравнения: в прошлом году случаи избиения журналистов составляли 6%, а нарушения прав СМИ на доступ к информации – 11%. В абсолютных цифрах это, безусловно, меньше, чем в прошлые годы, но тенденция настораживает. Нарушители пытаются любыми путями не допустить журналистов к информации, а если им это не удается – сразу идут на крайние меры. Ранее мы отмечали более широкий арсенал давления на СМИ: нарушители пытались использовать финансовые инструменты, преследование через возбуждение уголовных дел и необоснованных исков о защите чести и достоинства в судах с взысканием неподьемных штрафов. Сейчас, после того как было обращено внимание правоохранительных и судебных органов на эту проблему, таких фактов стало меньше. Так, доля попыток использовать уголовное преследование как способ давления на СМИ (а именно, клевета) снизилась за последний год с 11 до 3%, а число исков о защите чести и достоинства упало почти в два раза – с 30 до 16%. Радует и то, что заработала ст. 144 УК «Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов» – их обидчики стали получать реальные сроки. Это дает надежду, что и негативные тенденции этого года тоже сойдут на нет».
По итогам прошлого года, на карте нарушений три региона (Ростовская область, Красноярский край и Республика Саха (Якутия) переместились из «оранжевых» зон в «красные» – этим цветом обозначены территории, где были зафиксированы факты физического насилия в отношении журналистов. Всего сейчас в «красной» зоне находится 16 субъектов РФ.
Так, в Красноярском крае в мае 2017 г. был убит главный редактор газеты «Тон-М» города Минусинск Дмитрий Попков. В Республике Саха (Якутия) в ноябре 2017 г. совершено нападение на сотрудника интернет-издания «Якутия.инфо», а в Ростовской области в декабре 2017 г. – на Вячеслава Прудникова, который несколько лет работал на информационном портале «Ерш». По всем этим случаям правоохранители рассматривают версию преступления, связанную с выполнением журналистами своего профессионального долга. Эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ держат ход расследования на контроле.
«Оранжевую» зону нарушений на карте составляют угрозы, запугивание, порча и уничтожение имущества, судебные преследования, финансовое давление, цензура и т.д. В этом списке сегодня 28 регионов, он пополнился двумя субъектами РФ, причем оба – Волгоградская и Воронежская области – появились на карте впервые. Так, в Волгоградском регионе в ноябре 2017 г. зафиксирован случай, когда неизвестные повредили тормозную систему автомобиля, принадлежащего журналисту издания «Блокнот.ру», а в Воронежской области отмечен факт необонованного судебного преследования СМИ. Кстати, среди жалоб, направленных в Центр правовой поддержки работников СМИ, число случаев порчи имущества выросло с 2% в 2016 г. до 7% в 2017 г.
Среди методов давления на СМИ (в том числе финансового) два года подряд – в 2015 и 2016 гг. лидировали преследования журналистов через инициирование необоснованных исков о защите чести и достоинства. Однако в 2017 г. отмечено значительное снижение числа подобных случаев. Эта тенденция может быть связана с новыми разъяснениями Верховного суда РФ по искам о защите чести и достоинства. Они были выпущены в марте 2016 г. в связи с обращением экспертов ОНФ. Кроме того, повысилась и правовая грамотность самих журналистов, которым удается на досудебном этапе (на этапе направления претензии) сформулировать грамотную и законодательно обоснованную позицию, от чего у противной стороны желание обращаться в суд исчезает. Однако противостоять грубой силе журналистам, конечно, сложнее», – отметила Наталья Костенко.
К «желтым» нарушениям на карте относятся отказы предоставить информацию и необоснованные запреты на съемку или аудиозапись, угрозы увольнения, нарушения в сфере аккредитации и авторских прав, непредставление информации по запросам СМИ и др. В этой зоне сегодня девять регионов, за год список пополнили Саратовской областью и Республикой Коми. Лидирующие позиции в минувшем году заняли нарушения прав на доступ к информации, в том числе неполучение ответов на официальные запросы СМИ и нарушения в сфере аккредитации (22%).
Эксперты напоминают, что в 2016 г. благодаря инициативе ОНФ были приняты поправки в закон о СМИ, которые обязали муниципальные власти, наряду с другими органами, также аккредитовать журналистов. Однако муниципалитеты начали прописывать в своих правилах виды аккредитации, которые нельзя считать полноценными. Они не позволяют журналисту на постоянной основе освещать события, а носят характер разовых, формально не нарушая требования закона о СМИ. Эксперты ОНФ сегодня работают над законодательным решением этой проблемы.
Среди позитивных изменений на карте специалисты также отметили заметное снижение количества трудовых споров. Так, по данным Центра правовой поддержки журналистов, если в 2016 г. среди всех поступивших экспертам Центра обращений их доля составляла 14%, то в 2017 г. – уже 5%.
Источник: Общероссийский Народный Фронт