"Умная лента"
Директор по медийной экосистеме социальной сети "ВКонтакте" Сергей Паранько рассказал о технологиях работы так называемой "умной ленты", экспериментировать с которой разработчики начали два года назад. Основанная на нейронных сетях, она умеет распознавать ваши интересы по текстам, фото- и видеоматериалам и социальным связям.
– Задача нового алгоритма – разместить все самое интересное для пользователя в начале, – пояснил Сергей Паранько. – Если вам нравятся, например, спортивные машины, мы понимаем это с помощью компьютерного зрения и записываем в определенную матрицу. Если же они вам разонравились, данные стираются. Сейчас "умной лентой" пользуется уже 85% пользователей. Это новая экосистема, и нужно понимать, как с ней работать.
Новый язык
Пример еще одной "умной" технологии – сервис "Яндекс.Дзен". По словам его медиадиректора Даниила Трабуна, изначально там появлялись только публикации с других ресурсов. Теперь же писать можно прямо на "Яндекс.Дзен". И делать это может кто угодно: издатели, представители брендов или же независимые авторы. А чтобы ваши публикации попали в "Яндекс.Дзен", нужно всего три суперсилы: оригинальный контент, глубокий контакт с аудиторией и эмоции как язык общения.
– Сегодня для больших уважаемых изданий нормально использовать эмодзи в заголовках и текстах, сторис, тематических стикеров, – рассказал Даниил Трабун. – Вы можете себе представить, что стикеры имеют мощный бизнес-потенциал? Один из первых это осознал основатель "Снэпчата" Эван Шпигель. Считается, что аудитория общается картинками от того, что глупеет. Но это просто наш новый язык, и в этом нет ничего страшного.
Подписка как способ выжить
Главный редактор "Дождя" Александра Перепелова начала рассказ с переломного для телеканала момента – опроса про блокаду Ленинграда, который закрыл дорогу на эфирное телевидение и вынудил ввести подписку. Сейчас она приносит "Дождю" 59% доходов. А вот заработать на предстоящих президентских выборах каналу пока не удается.
– Так как мы не эфирное телевидение, то устраивать дебаты бесплатно мы не имеем права. У нас есть политический прайс-лист, но не считаю, что указанная в нем сумма значительна, – пояснила редактор "Дождя". – Мы выслали приглашение всем кандидатам, и звоним им каждую неделю. Но Титов отказался совсем. С Жириновским у нас натянутые отношения. Собчак и Явлинский думают. Дебатировать готов пока только Грудинин.
Необычный взгляд на историю
Бывший редактор телеканала "Дождь" Михаил Зыгарь, при котором разразился скандал вокруг того самого опроса про блокаду Ленинграда, рассказал о своем последнем проекте "1917. Свободная история". По просьбе зрителя из зала он также высказался и о екатеринбургском Ельцин Центре.
– История – это не наука о том, что было. Это наука об источниках. Что было на самом деле, мы все равно никогда не узнаем. Так вот источники в Ельцин Центре подобраны блистательно, – убежден Зыгарь. – Считаю ли, что все так оно и было? Нет. И вряд ли найдется человек, который так считает. Ельцин Центр – это не портрет эпохи, а портрет человека на фоне эпохи. Это прекрасный способ задуматься и поговорить о будущем. О том, что будет с родиной и с нами.
"Правило гей-флага"
Выступление руководителей издания Meduza Галины Тимченко и Ивана Колпакова было самым продолжительным и, пожалуй, самым ожидаемым. Они посвятили его многообразию современных медиаплатформ и вывели так называемое "правило гей-флага", которое позволяет в этом многообразии сориентироваться.
Для этого Тимченко и Колпаков предложили задать семь вопросов и проставить напротив каждой платформы те или иные цвета радуги. Много народу? Это наш народ? Расти будет? Знаем, как там заработать? Платформа нам рада? Есть идея, что с ней делать? Вот что из этого получилось:
– Есть хорошее слово, которое описывает состояние мультиплатформенного медиа – "враскоряку", – подытожили руководители Meduza. – Мы все время стоим враскоряку, думая про все эти платформы одновременно. Но быть везде опасно: много рисков, много трат, много усталости. Если вы понимаете, что сил, скажем, на Telegram у вас нет, то лучше его не делать. Вместо этого направьте энергию туда, где у вас полностью сложился тот самый "гей-флаг" и то, что у вас вызывает бодрость и энтузиазм.
Найти свою нишу
Своим опытом продвижения контента нишевого СМИ поделился главный редактор издания "Мел" Никита Белоголовцев. Он развенчал миф о том, нишевый сайт – это сайт о чем-то.
– Мы сломали себе мозг, когда изначально называли себя сайтом про образование. Каждая планерка превращалась в битву о том, скажем, стресс перед экзаменом – это про образование или нет. И мы закрыли для себя этот вопрос, – заключил редактор "Мела". – Нишевый сайт – сайт для определенной группы людей, а не для какой-то темы.
За страну обидно
Вопросом "Можно ли создать федеральное СМИ не в Москве?" задался заместитель шеф-редактора Znak.com Дмитрий Колезев. Ситуацию, сложившуюся в нашей стране, он назвал "медийным федерализмом".
– У нас очень большая страна, и она жутко централизована. Вся власть, деньги крутятся в Москве. То же самое происходит с медиа, – поделился Дмитрий Колезев. – Мы решили, что это чертовски несправедливо. Ведь в России много энергичных, сильных регионов, которые тоже имеют право говорить на федеральные темы.
Фанат городов
Тему региональных СМИ продолжил Ринат Низамов – директор сети городских порталов в Hearst Shkulev Digital, в которую входит в том числе екатеринбургский сайт E1.RU.
– Я вообще фанат городов и фанат идеи о децентрализации России, – признался Ринат Низамов. – Наша сеть представлена в 43 городах, но основной фокус внимания сосредоточен на 15 из них, в том числе Екатеринбурге, Тюмени и Челябинске. И очень хочется, чтобы светлые головы оттуда не уезжали. У нас есть девушка, которая не уезжает даже из Кургана. И она красотка! Потому что наша работа помогает делать города немного лучше.
Заработать в Telegram
Руководитель проекта Mash Никита Могутин на своем примере доказал, что медиа может обойтись и без сайта. Свой Telegram-канал он создал в мае 2017 года. С тех пор количество подписчиков выросло от 2 до 207 тысяч.
– Если раньше шли разговоры, что Telegram – это междусобойчик и денег там нет, сейчас им заинтересовались крупные фирмы и корпорации. Только за прошлый месяц мы заработали около 4 миллионов рублей. О чем это говорит? Рынок начинает расти, и с точки зрения финансов Telegram сейчас – это самая перспективная платформа.
Истории на бумаге
Несколько неловко в этом марафоне современных медиа чувствовал себя шеф-редактор журнала "Русский репортер" Виталий Лейбин, который размышлял о будущем и настоящем печатных СМИ. Он отметил, что Екатеринбург был одним из четырех городов, где запускался журнал десять лет назад. И именно здесь "Русский репортер" получил тогда наибольший отклик.
– Сейчас я покажу, что происходит с отраслью, – на этих словах Виталий Лейбин продемонстрировал выпуск за 2017 год, где качество бумаги в разы хуже, чем в предыдущие годы. – Десять лет назад мне было бы стыдно, но это оптимизация. Вообще мы держимся, конечно, не за бумагу, а за то, чтобы люди могли читать цельные истории. Они могут быть и в Интернете.
Делать хорошо!
Ну, а самым лаконичным оказался директор по развитию "Лайфхакера" Родион Скрябин, который выступал с докладом "13 миллионов посетителей в месяц: продвижение развлекательного контента".
– Я должен был рассказать, как получать много трафика. Но, поскольку у нас мало времени, я сильно сократил свой доклад и свел все до одного ответа – не делайте плохо, – пошутил спикер.
Ольга Кузьмина
Источник: Наша Газета (г. Екатеринбург)