Подавляющее большинство пользователей используют интернет для поиска информации и общения в социальных сетях, тогда как потребление товаров остается сравнительно невысоким. Шопинг в числе главных занятий в интернете назвали только 3% россиян, а чаще всего онлайн платят за услуги связи и ЖКХ.
92% россиян пользуются интернетом ежедневно, а 83% проводят в интернете не менее двух часов в день, говорится в исследовании BCG (есть у “Ъ”) с участием 4 тыс. респондентов. Ценность интернета в жизни россиян заметно повысилась, делают вывод аналитики: число тех, кто посчитал бы исчезновение интернета катастрофой, по итогам 2017 года выросло до 65% с 48% в 2013-м. В частности, чтобы сохранить возможность выхода в сеть, 44% респондентов готовы были бы на год отказаться от алкоголя, 27% — от кофе, 20% — от личного автомобиля, 8% — от секса, 3% — от общения с друзьями. Только 19% опрошенных не готовы жертвовать ничем.
Число интернет-пользователей, которые проводят время в поиске информации (91%) или общении в социальных сетях (73%), значительно превышает количество совершающих покупки онлайн (68%). При этом только 3% респондентов назвали шопинг в числе главных целей использования интернета. Относительной популярностью пользуются отдельные непродовольственные категории: 30% приобретают в интернете электронику, 28% — бытовую технику, 28% — одежду и обувь, по 25% — товары для дома и медиаконтент. Растет и популярность онлайн-оплаты услуг: связи и интернета (45%), ЖКХ (38%), авиа- и железнодорожных билетов (40%).
Отличается ситуация с продуктами питания — всего 10% потребителей приобретают их через интернет. Продукты питания везде в мире — одна из последних категорий, куда добирается интернет, отмечается в исследовании. «Во-первых, у покупателей существует много барьеров, связанных с покупкой свежих продуктов, и, во-вторых, для ритейлеров онлайн-продажи продуктов питания малопривлекательны из-за высокой стоимости логистики»,— говорит гендиректор «Утконоса» Максим Бахтин.
Для активного развития электронной торговли есть несколько причин, рассуждает партнер и управляющий директор BCG, глава экспертной практики по розничной торговле и потребительским товарам в России и СНГ Иван Котов. «Во-первых, доля онлайн-продаж в России в четыре раза меньше, чем в странах-лидерах. Во-вторых, объективно происходит цифровизация не только ритейла, но и многих других секторов экономики: рост безналичных платежей за товары и услуги только за первую половину 2017 года составил 30% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года»,— перечисляет он, ссылаясь на данные ЦБ. Кроме того, с ростом проникновения интернета и мобильных устройств повышается доверие населения к онлайн-платежам: если в 2012 году платежные карты имелись лишь у 70% интернет-пользователей, то в 2017-м — почти у каждого, указывает господин Котов.
«Доля онлайн-покупок в России еще невелика по сравнению с традиционным ритейлом,— согласен гендиректор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков.— Но потенциал в этой сфере огромен, отрасль электронной торговли ежегодно растет двузначными темпами. Нас еще ждет активный рост онлайн-продаж в целом ряде категорий: в детских товарах, товарах для здоровья, продуктах питания». Доли этих категорий сейчас занимают лишь единицы процентов рынка в денежном выражении. Согласно подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли и «Почты России», объем рынка интернет-ритейла в России по итогам 2017 года должен был превысить 1,1 трлн руб. При этом темпы роста замедляются: если за 2016 год рынок вырос на 21%, то за 2017-й он мог увеличиться на 19,5%.
Роман Рожков
Источник: КоммерсантЪ