Модераторами площадки стали главный редактор газеты «Компас TV» член Союза журналистов России Светлана Горбачева и – главный редактор автономного учреждения «Известия Мордовии», член Союза журналистов России Олег Каштанов.
Главный редактор газеты «Компас TV» Светлана Горбачева подчеркнула, что печатным изданиям до сих пор неясно, каким образом формируются тарифы на услуги по сортировке тиражей и доставке их до газетных узлов. «Столько копий было сломано по этому вопросу, но до сих пор у нас нет определенного понимания, каким образом формируются тарифы по доставке», – сказала Горбачева.
Подробнее о проблеме рассказал генеральный директор – главный редактор автономного учреждения «Известия Мордовии», член Союза журналистов России Олег Каштанов. Он отметил, что у печатных СМИ отсутствует четкое понимание того, что входит в тариф, и это приводит к тому, что СМИ вынуждены идти в суд, где в ряде случаев доказывают свою правоту. «Суд признает, что часть взимаемой «Почтой России» платы является неосновательным обогащением. Однако имеются случаи, когда суды принимают решение не в пользу средств массовой информации. Это говорит об отсутствии четких и ясных правил формирования тарифов по подписке, их экономической обоснованности», – отметил Каштанов.
Заместитель генерального директора «Почты России» по почтовому бизнесу Инесса Галактионова признала, что данный вопрос периодически поднимается. «Существует зафиксированная позиция «Почты России», ФАС России и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, которая отражена в методике формирования тарифов на доставку. Методика была разработана в 2007 г. совместно с медиасообществом. Именно тогда было решено в себестоимость тарифов на доставку подписных изданий включать технологические операции, которые начинаются с газетных узлов. С тех пор ничего не менялось», – пояснила она.
Каштанов также добавил: «У нас есть информация, что в отдельных регионах пошли дальше. Например, филиал «Почты России» в Республике Коми в начале этого года разослал во все редакции печатных СМИ уведомление, согласно которому они обязаны в обязательном порядке заключать договоры на доставку тиражей не только до центрального узла субъекта, но и до районных узлов. Хотя, согласно правилам распространения по подписке, все это должно входить в общую цену подписного тарифа», – сказал Каштанов. Передавая Галактионовой документ, он поинтересовался: «Что это, попытка дальнейшего дробления услуг и возложения дополнительной нагрузки на издателей или какое-то самоуправство со стороны конкретного филиала, в данном случае – в Республике Коми?»
По поводу ситуации в Республике Коми заместитель генерального директора «Почты России» Инесса Галактионова пообещала изучить вопрос и заверила, что централизованных изменений не было.
Еще одной озвученной в ходе дискуссии проблемой был назван отказ граждан от подписки на периодику. Причина, по которой прежние подписчики не желают продлевать договор, являются высокие тарифы на подписку изданий и несвоевременная доставка, когда вместо положенной даты получения газеты подписчики получают ее через неделю либо вообще не получают. Представитель «Почты России» заявила, что ведомство продолжает работу над улучшением качества доставки и создано единое окно для приема обращений граждан по таким проблем с целью оперативного реагирования на них.
Еще один участник площадки – генеральный директор издательства «Северная неделя» Вячеслав Белоусов – подчеркнул, что «Почта России» – это партнер, с которым нужно работать. «Да, нужны такие встречи, нужны прямые разговоры», – сказал Белоусов.
Один из вопросов, адресованных представителю Роскомнадзора Татьяне Денискиной, касался распространения персональных данных. В частности, журналисты рассказали о требованиях фигурантов дел не упоминать их фамилии в материалах, ссылаясь на закон о персональных данных. Отвечая на вопрос, начальник управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Татьяна Денискина отметила, что Роскомнадзор проводит тематические семинары для СМИ, на которых подробно разъясняет требования закона, и предложила журналистам обратиться в территориальные органы ведомства для организации подобных семинаров и рассматривать на них конкретные публикации.
Также журналисты подняли проблему предоставления обязательного экземпляра печатной продукции в день выхода тиража (в общей сложности 15 экземпляров), в случае непредставления которых штраф для редакций составит от 10 до 20 тыс. руб. Такие требования закона не менялись с момента его принятия (с 1994 г.), что в условиях цифровизации является обременительным для редакций и создает дополнительную финансовую нагрузку. Представители СМИ отметили необходимость скорейшего внесения изменений в законодательство и упрощения данной процедуры.
В завершение работы площадки участники обратились к представителю «Почты России» с просьбой услышать их чаяния и высказали надежды на решение старых проблем новым руководством.
Телевидению региональных городов нужна 22-я кнопка
Обсуждению проблем регионального телевидения была посвящена одна из отраслевых сессий «Профессия журналиста: новые вызовы» медиафорума ОНФ «Правда и справедливость». Телевизионные региональные журналисты сетовали на отсутствие прямой связи со своими зрителями, потому что в данный момент люди могут узнавать новости региона только через кабельные каналы, которые не все смотрят. Чтобы решить эту проблему, участники сессии заявили о необходимости принятия законопроекта о 22-й кнопке, как некогда было с 21-й кнопкой.
Напомним, что закон о 21-й кнопке появился благодаря ОНФ. Законопроект был внесен по итогам медиафорума ОНФ независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге, который прошел 4–7 апреля 2016 г. Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поддержал инициативу координатора «Молодежки ОНФ», депутата Госдумы Сергея Боярского, который на тот момент являлся гендиректором телеканала «Санкт-Петербург», включить в рамках всех регионов страны несколько местных телеканалов в обязательном порядке в общедоступные для массового телезрителя телепакеты кабельных сетей. При этом Боярский подчеркнул, что это исключительно некоммерческая инициатива, которая является социальной задачей, на что президент РФ заметил, что этот проект обязательно нужно рассмотреть.
И сегодня благодаря этой кнопке население имеет возможность получать информацию о ситуации в их конкретном регионе. С другой стороны, и местные власти, опять же благодаря такой возможности, могут напрямую обращаться к населению.
Генеральный директор НАТ (Национальная ассоциация телерадиовещателей) Александр Широкий назвал положительным явлением появление 21-й кнопки, которая позволила телеканалам стать ближе к своему зрителю, и не через кабельное ТВ, и улучшила финансовое положение редакций благодаря приходу новых рекламодателей.
Большинство тележурналистов, которые присутствовали на сессии, считают, что следующим шагом, который позволит активнее развивать региональное ТВ, должно стать появление 22-й кнопки.
Редакция интернет-СМИ обязана модерировать комментарии
Так же участники медиафорума обсудили проблемы интернет-СМИ. Заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин рассказал о наиболее типичных нарушениях в интернет-СМИ. «В 2017 г. по результатам мониторинга было выявлено около 33 тыс. нарушений. В эту цифру входят как нарушения в редакционных материалах, так и связанные с размещением читателями комментариев. Хоть редакция и не несет ответственность за комментарии, но она обязана их модерировать после получения соответствующих требований Роскомнадзора», – сказал Субботин.
Выход, по мнению экспертов здесь один: обязать официально регистрироваться на сайте тех, кто желает оставить комментарии, чтобы в случае обнаружения в комментариях оскорблений и иных нарушений закона их автор мог понести уголовную либо административную ответственность.
Источник: Компас ТВ Тулун