Как запустить свое СМИ с нулевым бюджетом? Интервью с Игорем Малининым

Всем известно, что сегодня создать свое СМИ в крупном мегаполисе нереально трудно. Нужны крупные финансовые инвестиции, штат журналистов, хорошие связи или влиятельные спонсоры. Мы опровергнем этот миф вместе с владельцем кросс - платформенного издания «Из города в город» - Игорем Малининым, который создал уникальный проект практически без бюджета. Читайте, будет интересно! 

Tipler: Игорь, расскажите скорее о Вашем проекте, который Вы запустили практически без денег. Как Вам это удалось? Ведь если посмотреть на раскрученные и известные издания, все они вкладывали солидные инвестиции в продвижение. 

Игорь Малинин: Вложения — это, конечно, не только финансы. В первую очередь я вкладываю в проект своё время и, скажем так, интеллектуальные усилия. Ведь в основе всего — хороший продукт. Сколько бы ты денег не тратил на развитие чего-то посредственного, оно будет на плаву, только пока ты тратишь деньги. 

Поэтому, насколько я могу судить, идея сделать издание, в котором каждый человек сможет рассказать о своем городе, оказалась удачной. «Из города в город» рассказывает о России, доносит до москвичей, что жизнь за МКАДом есть, до жителей европейской части России — что за Уралом есть много всего интересного и т. д. И более того, убеждает даже жителей самих городов, что они живут в очень интересном месте. Поверьте, такие сомнения приходится развеивать чаще, чем хотелось бы. 

Изначально я сам искал информацию, публиковал новости о русских городах, и очень быстро ко мне присоединились читатели, причем они стали присылать не только новости, но и фотоподборки. Я устроил открытое голосование, стоит ли публиковать просто красивые снимки, и читатели единодушно высказались: да, ведь новая серия фоток — это тоже новость. 

Мне не сидится на месте, и я стал придумывать на основе «Из города в город» разные проекты. Самым масштабным, конечно, оказался проект с креативными указателями, которые уже висят в четырех городах России. 

Tipler: А как возникла идея создания именно этого проекта? 

Игорь Малинин: Когда-то я работал в пресс-службе экспедиции «Россия», которая ехала с Запада на Восток и своим маршрутом «писала» слово «Россия» на карте нашей с помощью GPS-трекера. Тогда я заметил, что чем меньше город, куда приезжают путешественники, тем ярче он реагирует на любое событие. И тогда я осознал, что в каждом населенном пункте время от времени происходит что-то интересно, захотел делиться этим знанием и вдохновлять горожан на то, чтобы они придумывали что-то новое и интересное. 

Tipler: Мне кажется, что сегодня получить тысячную аудитории бесплатно практически невозможно. Как Вы продвигали ваш проект? Какие каналы коммуникаций с аудиторией использовали? 

Игорь Малинин: Безусловно, деньги я тоже вкладывал, но небольшие и несистематически, чтобы это назвать инвестициями. Скажем, если у меня проходит конкурс или публикуется прикольный пост, то я, конечно, продвигаю это в соцсетях с помощью инструментов рекламы. В своей жизни я сейчас больше занимаюсь рекламой, чем журналистикой, поэтому понимаю, что, где и как можно продвигать. 

Конечно, я задумывался о сайте, но затем отказался от этой идеи осознанно: сайт — это больше монолог. А «Из города в город» стал уже такой народной историей, и каждый может предложить к публикации свой материал. Поэтому издание существует в соцсетях, чтобы подчеркнуть вот такую «народность»: вам не надо идти по какой-то ссылке, чтобы прочитать материал, вы просто открываете ВКонтакте, Фейсбук, Инстагарм или Твиттер и читаете нашу ленту так, как будто это ваш друг. 

Суммарно 15 000 подписчиков — это, на самом деле, не очень много. Но если принять во внимание, что для меня это хобби, то, мне кажется, результат неплохой. Естественно, никаких накруток я не делаю, смысла в этом никакого нет, всё это живые и заинтересованные пользователи. Точнее, читатели. 

Tipler: Почему у одних получается? А у других нет? Что нужно для успеха? Ведь у Вас нет штата журналистов, нет спонсоров и влиятельной поддержки. Может, просто Вы - удачливый человек?:) 

Игорь Малинин: Отвечая на такие вопросы, говорю одно: не вижу никаких преград, ничего сверхъестественного я не делаю, главное — не лениться. Можно посмотреть сериальчик, а можно написать пару интересных публикаций, которые разойдутся по интернету — каждый выбирает сам. 

Tipler: Как подружиться с аудиторией? 

Игорь Малинин: Я думаю, что нужно идти в сторону взаимной дружбы. И, конечно, взаимного доверия. На мой взгляд, основная ошибка средних блогеров в том, что они думают, что они крутые, и не отвечают на комментарии аудитории. Даже если задаешь им вопрос. Типа, не царское это дело. Как правило, если я вижу, что человек способен отвечать в комментариях, но игнорирует их, я больше на его страничку не возвращаюсь. Потому что это не блог, не коммуникация. А самолюбование. Если ты не хочешь отвечать в комментариях — отключи их. А, не хочешь? То-то. 

Конечно, я понимаю, что топ-блогеры действительно не могут ответить на тысячи комментариев, но это уже другой уровень. Есть и обратная сторона: когда блогер нарочито отвечает на каждый комментарий, задает встречные вопросы только чтобы увеличить количество комментариев. Это тоже плохо. 

К чему я это? К тому, что нужно соблюдать баланс: не забывать своих читателей и авторов, обязательно общаться с ними, но и не быть навязчивым. Я считаю, что у меня есть хороший пример работы с авторами: гонорары я платить поначалу, естественно, не мог, зато каждому, кто присылал нам новость, я отправлял виртуальный подарок во «ВКонтакте». Это было мило, ненавязчиво, и меня (и мой паблик) сразу запоминали. Из такой «партизанщины» и складывается образ издания. 

Tipler: Расскажите, пожалуйста, как удалось подступиться к Дворковичу и взять у него интервью? Многие бояться даже думать о том, чтобы взять интервью у известных личностей. Поделитесь лайфхаками, как решиться и сделать?:) 

Игорь Малинин: Не вижу никакой проблемы подойти к любому человеку и задать ему любой вопрос. Тут ты либо осознаёшь, что все мы люди, либо нет. 

Tipler: Каковы ваши планы на ближайший год? Не планируете ли запускать новый проект? 

Игорь Малинин: Уже упомянул о том, что придумал необычные указатели, которые измеряют расстояние не в километрах, а в каких-то бесполезных делах (например, «До Дмитрова 50 минут. Это как посидеть в соцсетях, только увидеть новый город»). Планирую сделать серию новых табличек для некоторых городов России. Предлагаю всем присоединиться, кстати, пишите, какие есть города, где можно повесить такие указатели. Сделаем! 

Tipler: А почему только города России? Может, пора и другие страны подключать, тем самым, и аудитория проекта станет гораздо шире? 

Игорь Малинин: Да, со временем люди из стран бывшего СССР стали присылать и свои фотографии, и мы, посоветовавшись с подписчиками, стали публиковать и эти материалы. Это здорово. Выезжая за границу, я стараюсь искать какой-нибудь «русский след» и в других странах. И публикую такие мини-репортажи. Не хочется распыляться и писать про все страны, так мы превратимся в рядовых тревел-блогеров, утратив свою концепцию. 

Tipler: Наверняка в группах есть самые вирусные посты, которые набрали максимальное количество лайков, репостов, комментариев? 

Игорь Малинин: Одним из самых популярных постов получился этот: 

Это, конечно, не новость о каком-то городе, а остроумный мотиватор, отсылающий к моим креативным указателям. 

Tipler: А о чем люди делятся охотнее всего в группах? 

Игорь Малинин: В основном люди делятся своими авторскими фотографиями своего города, это уникальный материал: это возможность увидеть город глазами его жителя, фактически от первого лица. 

Tipler: А не думали ли Вы о том, чтобы создать курс и обучать людей, которые только планируют открывать свое издание? 

Игорь Малинин: Конечно, планов много, я провожу пока что разовые лекции или семинары, например, в академии журналистики «Коммерсантъ» или в Школе блогеров Медиаклуба при Министерстве инвестиций и инноваций Московской области. Морально готов читать и курс, материала много, но все руки не дойдут его систематизировать. 

Tipler: Вы сами пишете публикации? Есть ли у Вас образование в сфере журналистики или опыт работы? 

Игорь Малинин: Конечно, я пишу в «Из города в город», но это не всегда необходимо, потому что более 50% выходящих материалов — это присланные читателями фотографии или тексты. И это круто. 

Я вообще по образованию журналист, я окончил журфак МГУ. И там же аспирантуру, у меня дипломы специалиста и преподавателя-исследователя. Соответственно, журналистикой занимаюсь давно, лет с 15. 

Tipler: Гуляла по страничкам "Из Города в город" и увидела интересные заметки Павла Манылова "Путешествия как искусство." Это ваш совместный проект? 

Игорь Малинин: Думаю, некорректно будет сказать, что это наш совместный проект, потому что тут все же есть автор — это Павел: он пишет рассказы, находят темы для них, организует съемки. Это все его работа. Большая работа. Но, конечно, ему требуется и поддержка разного рода специалистов: например, историков моды, фотографов, ну и, конечно, тех, кто поможет это творчество продвинуть. И как раз этим я и занимаюсь вместе со своим коллегой Максимом Горноженко. Мы такая креативная группа. Когда Павел рассказал о своем проекте, я, конечно, тут же согласился ему помогать, потому что это очень классный и многогранный культурологический проект, тем более, что он подразумевает и путешествия по России, которые я с большим удовольствием освещаю и в издании «Из города в город». 

Tipler: А как же коммерческая составляющая, как проект приносит Вам деньги? 

Игорь Малинин: Деньги мне приносят другие проекты, а «Из города в город» — скорее, приятно хобби, на которое я тоже трачу: на производство табличек, на тестирование разных промо-форматов, на продвижение интересных публикаций... Однако прибыль тоже есть — от рекламодателей. Я избирательно подхожу к размещению рекламы, но всё же её размещаю. Всю выручку пускаю в дальнейшую раскрутку.

Справка: Проект "Из города в город" позволяет поделиться любому человеку интересной информацией о своем городе, а также узнать о различных культурных событиях, происходящих в регионах. Это может быть экскурсионная поездка, поход в театр, кулинарные шедевры, интересные факты из истории того или иного города. Миссия проекта: поднять интерес жителей России к путешествию по родной земле, показать, что жизнь кипит везде — и в соседнем городе, и в небольшом поселении на противоположном конце страны.

Источник: Tipler.ru