В числе прочего документ коснется и рынка печатной продукции в России - в частности, подписки и розничных продаж газет и журналов.
По сути, можно сказать, что это призыв к действию для отраслевых и общественных организаций – к проведению тщательных мониторинга и анализа, разработке конкретных предложений и т.п. То есть к тому, в чем, собственно, и заключается наша работа. Но, возможно, теперь, при наличии законодательной поддержки, она станет более эффективной.
Так, в пункте 10 Указа записано:
«Предложить саморегулируемым организациям, общественным организациям, профессиональным союзам и советам потребителей:
а) принять активное участие в работе совещательных органов по развитию конкуренции;
б) использовать механизм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров;
в) направлять ежегодно в Федеральную антимонопольную службу информацию об оценке состояния конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции для включения в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый Федеральной антимонопольной службой в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции";
г) продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию;
д) принять участие во взаимодействии со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции, о требованиях антимонопольного законодательства, а также позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию».
Надо признать, что в различных сегментах рынка прессы имеются серьезные проблемы в части ограничения конкуренции. В этом ряду находится ассортиментная политика региональных властей в отношении объектов прессы. Так, к примеру, Департамент торговли и услуг города Москвы ограничивает конкурентные отношения между киосками прессы и другими торговыми предприятиями. Из года в год это ведомство отклоняет предложения отраслевых организаций о включении в ассортиментный перечень таких позиций, как кофе, снековая и кондитерская продукция в промышленной упаковке, некоторые галантерейные и хозяйственно-бытовые товары, сигареты и др. Это отрицательно сказывается на экономике торговых объектов и снижает продажи газет и журналов из-за снижения притока покупателей.
Не лучше обстоит дело и с рынком подписки. ФГУП «Почта России», используя имеющиеся внутренние механизмы и технологии, приоритетно поддерживает собственное подписное агентство в ущерб девяти частным. И дело просто может закончиться закрытием частных агентств.
Серьезные проблемы есть и в системе продажи прессы через магазины самообслуживания. В ретейле нарушаются конкурентные условия присутствия в сетях различных товарных групп, условия платежей, выплаты бонусов и размещения на торговых площадях. К примеру, оплата поставщикам скоропортящихся товаров, продуктов питания в ретейле осуществляется через 30 дней после поставки. А оплата за поставки прессы, реализуемой в срок от 1 до 30 дней (ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания), проходит через 3-4 месяца.
Большие проблемы существуют и на рынке полиграфического производства. Наличие большого числа посредников приводит к безудержному росту цен на бумагу и, как следствие, на печатную продукцию.
Примеров ограничений конкуренции и усиления монополизма на рынке прессы предостаточно. Надеемся, что Указ Президента РФ № 618 будет способствовать разрешению этих проблем.
Пресс-служба ГИПП