Матиас Допфнер, Axel Springer: «Успех и рост компании зависят от цифровой рекламы»

Генеральный директор концерна Axel Springer всегда резко критиковал Google и иже с ним. Однако во время беседы с профессором Высшей школы журналистики Нью-Йоркского университета Джеффом Джарвисом сменил гнев на милость. И объяснил, почему.

- И Google, и Facebook собираются предложить издательствам новые модели подписки, и в целом расширяют сотрудничество с издателями. Война окончена?

- На самом деле, по поводу платформ у нас много лет шли довольно острые дискуссии. Но это нормально, когда новые технологии и компании развиваются, с намерением, особенно поначалу, захватить все, как и надлежит хорошим предпринимателям. Им не нужны компромиссы в бизнесе. Но все они начинают понимать, что в мире существует потребность в качественном, достоверном и актуальном контенте. То, что традиционные СМИ защищают свой бизнес с целью сохранения открытого и свободного общества, служит также и их интересам. Так что намечается реальный прогресс.

Однако надо подождать и посмотреть, что получится с этими новыми продуктами, и тщательно проанализировать, насколько они справедливы и служат интересам издателей. Но пока что они выглядят неплохо. У издателей и платформ не война, а отношения заклятых друзей. В чем-то наши интересы расходятся, а в чем-то сходятся. Я надеюсь, что отношения будут развиваться в правильном направлении.

- Как бы вы сравнили между собой ведущие корпорации с точки зрения их отношений с издателями?

- Apple всегда была готова помогать издателям, поскольку давно поняла выгоду таких отношений. Google поначалу создавал проблемы; его даже отличало некоторое невежество в данном вопросе. Но со временем он стал охотнее сотрудничать с издателями и предлагать конкретные решения. У Facebook намерения, похоже, благие, но пока еще рано давать оценку. Потенциально она может оказаться худшим игроком из них всех, поскольку изначально позиционировалась как замена издателям. Но если она продолжит плотно сотрудничать с издателями, то сможет сыграть очень позитивную роль. Самый таинственный из них – Amazon, с ним пока вопрос открыт.

- А как насчет Twitter?

- Twitter – это слабое звено в экосистеме, поскольку у них свои проблемы с бизнесом. В такой ситуации появляется больше возможностей что-нибудь совместно разработать.

- Мы знаем теперь, откуда в основном появляются фейковые новости и дезинформация и как они влияют на доверие к новостям и новостным компаниям. Но что, по-вашему, будет дальше?

- Во-первых, при обсуждении этой темы часто забывают, что фейковые новости существуют давным-давно. Соцсети просто ускорили их распространение. Но издателям это дает колоссальную возможность выгодно использовать свою качественную и заслуживающую доверия журналистику и силу бренда. При этом успокаиваться нам тоже не следует, и у нас были крупные ошибки. Например, мы сильно промахнулись с выборами Трампа и с Брекситом. Мы делаем ошибки, потому что все мы – люди, но мы этого не скрываем и извиняемся. Те, кто намеренно создает фейковые новости, делают это с целью манипуляции общественным мнением и получения выгоды. Во всем мире усиливаются популистские режимы. В такой ситуации жизненно важна независимая и критическая журналистика.

 - Основная доля ваших рекламных доходов приходится на digital. А что с бумагой?

- Бумага приносит только 12% от наших общих рекламных доходов и примерно половину суммарных доходов. Бумага продержится дольше, чем многим кажется, но как бизнес она не растет. Успех и рост компании полностью зависят от цифровой рекламы. Но конечно, мы все сталкиваемся с трудностями в области цифровой рекламы. Посмотрите хотя бы на последний квартал прошлого года в США, где 99% роста рынка цифровой рекламы пришлись на долю Google и Facebook. Это серьезный вызов. Но при этом я оптимист. Я вижу огромные возможности у нативной рекламы и бесконечный потенциал – у мобильной.

- Каков ваш прогноз для большинства ваших европейских коллег?

- У нас сейчас фундаментально меняется мировоззрение. Я просто чувствую, как рождается прогрессивный дух. Все заняты качеством журналистики и новыми бизнес-моделями, а не просто спасением печатного бизнеса. У всех брендов есть возможности, не только у The New York Times, Wall Street Journal и им подобных. Они есть и у региональных, и у местных издательств. У таких издательств есть опыт и знания, которыми больше никто не обладает, и если они по-настоящему сосредоточатся на цифровых продуктах и инновациях, на таком фундаменте можно построить прекрасный бизнес.

Полную версию интервью читайте в свежем номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Источник: ГИПП