О новой модели сотрудничества издателей и распространителей прессы

15 марта с.г. в офисе Союза издателей «ГИПП» состоялось заседание Комитета по дистрибуции прессы в ритейле.

В мероприятии приняли участие представители крупнейших в России компаний, занимающихся поставками периодики в сети супермаркетов, Союза издателей «ГИПП», НП «АРПП», а также эксперты медиаотрасли: Г.С. Григорян – руководитель Комитета по дистрибуции прессы в ритейле, коммерческий директор ООО «Экспресс Медиа Маркет»,  С.Д. Гаврилов – генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь», президент НП «НСРП «Союзпечать», А.В. Луговая – заместитель исполнительного директора Союза издателей «ГИПП», А.В. Малинкин – эксперт медиаотрасли, С.Н. Моисеев – президент Союза издателей «ГИПП», А.В. Оськин – и.о. президента, председатель правления НП «АРПП», В.Г. Паргентанян – генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен», В.В. Холодняк – генеральный директор ООО «Юг Медиа Пресс», Е.М. Шитикова – исполнительный директор Союза издателей «ГИПП».

Открыл мероприятие Г.С. Григорян, который обратил внимание собравшихся, что на сегодняшний день российский рынок прессы в условиях экономического упадка и системного кризиса в отношениях между издателями и распространителями готов к структурным изменениям во всех сегментах своего существования. Примерами этому, по мнению руководителя комитета по дистрибуции прессы в ритейле, являются начавшийся процесс самоорганизации некоторых предприятий, реализующих прессу, а также объединение трёх крупнейших общественных объединений отрасли – Союза издателей «ГИПП», НП «АРПП» и Союза издателей «НАИ». Г.С. Григорян обратил внимание, что нынешние реалии требуют от медиасообщества создания кардинально новой модели работы индустрии издания и дистрибуции периодики, которая бы основывалась на принципах здоровой конкуренции и взаимовыгодного сотрудничества её участников. По словам докладчика, новая модель должна представлять из себя партнёрство, в рамках которого дистрибьюторам необходимо определить правила работы с издателями и ритейлом, учитывающие интересы всех сфер жизни прессы, а также реестр предприятий, занимающихся её реализацией в сети супермаркетов. При этом органом, контролирующим взаимоотношения между участниками рынка периодики, должен стать Совет партнерства и Наблюдательный совет из пула издательских структур. Докладчик предложил членам комитета в ближайшее время создать базу предприятий, поставляющих прессу в ритейл, для формирования отдельного реестра рыночных отношений и определить силами профессионального сообщества основные механизмы сотрудничества. Принципиально важно, по мнению Г.С. Григоряна, чтобы все предприятия из реестра имели возможность ознакомиться с выработанными условиями партнёрства в рамках новой модели и при желании сумели скорректировать деятельность своего предприятия в соответствии с обозначенными правилами.

С.Д. Гаврилов высказал предложение, что в рамках новой модели Наблюдательный совет из издателей мог бы работать по французской модели, то есть был бы активным участником рыночных отношений, определял бы правила поставки прессы в сетевой ритейл и предлагал их дистрибьюторам.

В.Г. Паргентанян поддержал позицию С.Д. Гаврилова относительно концептуальной части модели работы рынка. Он с сожалением констатировал, что многие дистрибьюторы до сих пор не смогли или не захотели открыто сотрудничать и честно конкурировать ни друг с другом, ни, тем более, с издателями, что усугубило кризис в отрасли. В.Г. Паргентанян предположил, что для включения предприятий-распространителей в упомянутый Г.С. Григоряном реестр необходимо определить строгие критерии, которые не позволят работать в новой системе недобросовестным участникам, как то: опыт, репутация, наличие контрактов у дистрибьютора прессы и т.д. Также он добавил, что в силу специфичности географии распространительского бизнеса требуется ранжировать дистрибьюторов на региональных и федеральных и устанавливать для них условия  работы в соответствии с новой концепцией. 

В.В. Холодняк отметила, что какую бы модель отношений ни выбрало отраслевое сообщество, принципиально важно учитывать интересы всех его участников, поскольку время и практика показали, что проблемы, существующие в отрасли, невозможно решить в одиночку. Она продолжила, что если бы бизнес строился в конструктивном ключе и добросовестно, индустрия прессы не находилась бы в глубочайшем кризисе. Докладчик добавила, что периодика – социально значимый продукт, и на фоне сокращения подписки её реализация в сетях супермаркетов является для многих отдалённых регионов единственным доступным способом доставки до населения. В.В. Холодняк также обратила внимание, что формирование концепции сотрудничества с издателем и разработка договора с ним - задача дистрибьютора, поскольку именно на нём лежит ответственность за реализацию газеты или журнала. А издатель, в свою очередь, должен рассмотреть предложенные правила, внести свои дополнения и определить реестр предприятий, с которыми он будет работать. В этих целях, по мнению В.В. Холодняк, необходимо создать инициативную группу из числа издателей и распространителей, найти площадку для диалога и согласовать принципы своего взаимодействия. 

А.В. Оськин поддержал концепцию, на которой базируется модель, предложенная Г.С. Григоряном, и сообщил, что и среди издательского сообщества в настоящее время нет единого подхода на рынке дистрибуции. Поэтому распространителям и издателям, по мнению и.о. президента НП «АРПП», необходимо не идти на поводу у собственных амбиций, а увидеть друг в друге надёжного партнёра и как можно скорее определить новые правила сотрудничества. Говоря о проблемах реализации прессы в ритейле, он сообщил, что в России только 25% всех сетей распространяют периодику и даже в этой четверти она представлена очень слабо, тогда как в Великобритании и Германии объём прессы в ритейле составляет не менее 50 наименований.

А.В. Малинкин поддержал мнение В.В. Холодняк о том, что инициатором формирования новой модели отношений и договора с издателем должен выступать распространитель прессы. Он предположил, что для удобства работы договор не должен быть объёмным, основные же его позиции должны излагаться в приложениях. Докладчик обратил внимание коллег, что даже если дистрибьюторам и издателям удастся достичь единого знаменателя, выработать правила игры на рынке, им не избежать нестабильности. По его мнению, идеально функционирующего рынка быть не может, надо быть готовыми к вызовам времени и совместными усилиями работать на благо индустрии прессы.  

Е.М. Шитикова обратила внимание участников заседания на то, что ключевым фактором, послужившим катализатором той кризисной ситуации, в которой находится бизнес, стало отсутствие конструктивного диалога в цепочке «издатель-дистрибьютор-ритейлер». Она также сообщила, что профильная структура, курирующая деятельность сетей супермаркетов, готова к открытому сотрудничеству с отраслевым сообществом.

В продолжение мероприятия С.Н. Моисеев отметил, что когда участники рынка периодики сумеют договориться, прийти к консенсусу, определить четкие и прозрачные правила работы, основанные на добросовестности и честности, они смогут выйти на качественно новый уровень своего развития. В качестве действенной меры по укреплению позиций прессы в ритейле докладчик предложил собравшимся выработать критерии по обязательному её присутствию в магазинах самообслуживания. Он выразил уверенность в том, что в рамках новой объединённой отраслевой структуры и при её активном содействии всем представителям медийного сообщества удастся выстроить новую модель взаимоотношений и добиться поддержки индустрии прессы со стороны государства и в плане преференций, и в части внесения изменений в существующие законодательные акты, регламентирующие деятельность печатных СМИ.

Подводя итоги мероприятия, Г.С. Григорян сообщил, что все члены комитета получат проект плана работы и концепцию взаимодействия участников рынка прессы, и попросил их в трёхдневный срок высказать свои замечания и предложения по данному вопросу.

На заседании были также рассмотрены другие актуальные проблемы функционирования рынка дистрибуции прессы.

Пресс-служба ГИПП