В мероприятии приняли участие представители компаний России, занимающихся продажей прессы через розничные киосковые сети, представители отраслевых общественных организаций: М.А. Былёва – председатель правления НП «НРСП «Союзпечать», С.Д. Гаврилов – генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь», Б.А. Демин – генеральный директор ОАО «Агентство печати «Басманное», Е.В. Липкина – начальник направления службы развития ГК «Кардос», С.Н. Моисеев – президент Союза издателей «ГИПП», А.В. Оськин – и.о. президента, председатель правления НП «АРПП», Т.В. Романова – заместитель исполнительного директора Союза издателей «ГИПП».
Открыл мероприятие С.Д. Гаврилов, который обратил внимание собравшихся на большую значимость розничных киосковых сетей в реализации печатной продукции для всего российского рынка прессы. Он отметил, что необходимо выработать меры по экономической и правовой поддержке киосковых сетей прессы, провести анализ ассортиментной политики и подготовить предложения, направленные на повышение рентабельности розничных распространителей печати. Также необходимо разрабатывать и продвигать новые форматы торговли прессой, включая мультимедийные павильоны, интернет-модули, автоматы по продаже прессы и др. Выступающий предложил провести в 2018 году II Всероссийский конкурс «Лучшая киосковая сеть по распространению печатной продукции на территории Российской Федерации» и утвердить Положение о проведении конкурса. В настоящее время региональные розничные сети заинтересованы в участии в конкурсе, который положительно позиционирует их перед местными органами исполнительной власти и населением.
М.А. Былёва поддержала коллегу по основным направлениям, необходимым для дальнейшего развития продаж прессы в киосковых сетях. Она рассказала о работе розничных распространителей на территории Москвы и высказала мнение, что не стоит ожидать от Правительства Москвы (Департамент торговли и услуг) внесения значительных изменений в ассортиментный перечень дополнительных групп товаров для объектов со специализацией «Печать».
С.Н. Моисеев высказал согласие с коллегами по основным проблемам распространения печатной продукции и мерам по их решению. Он отметил, что дополнительно отраслевому сообществу необходимо работать в направлении снятия ограничений при продаже табачных изделий через газетно-журнальные киоски. Это могло бы способствовать увеличению трафика, а как следствие, увеличению товарооборота и рентабельности объектов печати. С.Н. Моисеев высказал мнение, что в настоящее время для издателей имеет важное значение распространение через киосковые сети, особенно продажа газет. Кроме того, он отметил, что на сегодняшний день между распространителями идет постоянная конкурентная борьба, что мешает развитию рынка прессы. Издатели и распространители должны договориться, определить четкие и прозрачные правила работы, основанные на добросовестности и честности для того, чтобы выйти на качественно новый уровень своего развития.
А.В. Оськин отметил, что Департамент СМИ и «Мосгорпечать много делают для рынка прессы столицы. Но ситуация в городе и стране меняется, падает покупательная способность населения. В этой связи надо изменять и политику городских властей на рынке прессы. Он поддержал участников дискуссии, высказал обеспокоенность в связи с закрытием киосков прессы в Москве по причине их нерентабельности, заявил о недопустимости распространения подобной ситуации по регионам РФ и разорения розничных распространителей печатных СМИ. Он также отметил, что в связи с серьезным экономическим кризисом, отрицательной рентабельностью значительного числа киосков прессы в Москве назрела необходимость осуществления радикальных мер по реформированию подотрасли распространения прессы. Исходя из необходимости развития рыночных отношений, расширения свободы торговли и поддержки малого и среднего бизнеса, А.В. Оськин предложил участникам мероприятия рассмотреть модели реорганизации рынка прессы в Москве, в частности: сохранение нынешней структуры рынка; снижение базовой арендной ставки; отказ от аукционной формы конкурса и переход на приоритетную оценку деловой репутации; снятие всех ограничений по ассортименту сопутствующих товаров и услуг при условии, что они будут занимать не более 40% в общем ассортименте; упрощение всей процедуры проведения конкурсов с возможностью их организации по префектурам.
В дискуссии также приняли участие Б.А. Демин, Е.В. Липкина, Т.В. Романова.
Подвел итоги мероприятия С.Д. Гаврилов, обозначив, что основными направлениями работы Комитета должны быть:
- внесение изменений в законодательные акты РФ и субъектов РФ в части формирования ассортимента сопутствующих групп товаров для объектов со специализацией «Печать»; снятие ограничений по продаже табачных изделий через газетно-журнальные киоски.
- позиционирование прессы как хорошего продукта для торговли;
- формирование списка экономически обоснованных просьб в адрес органов исполнительной власти, направленных на стимулирование розничных продаж в киосковых сетях.
Комитет СППИ принял решение утвердить положение о проведении II Всероссийского конкурса «Лучшая киосковая сеть по распространению печатной продукции на территории Российской Федерации», выйти с предложением в Государственную Думу с поправками в законодательство о снятии ограничений по сопутствующим товарам и услугам в объектах прессы.
На заседании были также рассмотрены другие актуальные проблемы функционирования рынка розничных продаж прессы через киоски.
Пресс-служба СППИ