Меня, признаюсь, рассмешила публикация в журнале «Журналист» под названием «Мультимедиа – идеология вчерашнего дня» (автор - медиаэксперт А. Мирошниченко), где описывается деятельность некоторых западных СМИ, которые делают попытку объявить мультимедийный подход в работе современных СМИ как устаревший – ему взамен предложена так называемая «редакционная экосистема».
В период зарождения интернета, пишет автор, в СМИ превалировал редакционный принцип Print First, когда материалы готовились для печатной версии издания, а затем выкладывались в Сеть. Затем распространилась концепция Digital First, согласно которой материалы первоначально готовились для сайта, в которой не было никакой бизнес-модели, и в результате «былой печатный рубль сжался до нынешней цифровой копейки». Тем более, утверждает автор, бизнеса для СМИ нет и в Mobile First. Поэтому стала вызревать новая идеология. «Идея заключается в том, чтобы перевернуть зависимость и не ограничивать видение контента его будущим воплощением в том или ином носителе, в том или ином формате». Эта философия связана с появлением термина «кросс-медиа» – идеологии, описываемой как «редакционная экосистема, которая позволяет редакции не отдавать контент в разные каналы, а, наоборот, собирать читателей под бренд СМИ».
Из публикации автора следует, что редакции оказались не в состоянии справиться с мультимедийностью в своей работе именно потому, что при продвижении контента по другим каналам и на других носителях они теряли контроль за доходностью или, грубо говоря, продажами своего контента. Признаюсь, мне очень понравилась фраза автора о том, что в данном случае бумажный рубль превращался в цифровую копейку. Метафора замечательная. Но прямо скажем, что редакции, которые теряли контроль за продвижением своего контента по цифровым каналам, просто оказались не в состоянии обеспечить комплексный контроль над собственной экономикой. Надо понимать, что кроме овладения цифровой технологией распространения своего контента надо еще осваивать не менее сложную технологию его эффективных продаж в рамках реализации концепции «360 градусов».
Возвращаясь к бумажной прессе, замечу, что какую бы гениальную газету вы ни выпустили, если вы не обладаете технологиями продвижения издания на рынке во всех возможных форматах – киоски, павильоны, ручники, подписка и др. – ваше издание обречено уйти в макулатуру непосредственно с типографского склада. А каждый из каналов продвижения – это другая технология и другая форма контроля за получением дохода. И когда издатель переходит к цифре, он должен понимать, что жить станет труднее, потому что не обеспечив контроля за продвижением своего цифрового товара он рискует остаться банкротом.
Российские издатели имеют положительный опыт работы на принципах мультимедийности. Издательские дома «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Коммерсантъ» и др. добились хороших результатов в этой сфере. Описанный в статье опыт – это всего лишь одно из направлений в поиске зарубежных СМИ на медиарынке. И на Западе есть достаточное количество издателей, которые используют мультимедийные технологии и имеют хорошие доходы. Полагаю, что мультимедийность – это навсегда, а эко-комплекс – это, как и глобальное потепление, всего лишь одна из концепций, и не очень убедительная.
Источник: блог Александра Оськина на "Эхо Москвы"