Перспективы развития рынка прессы Москвы в новых условиях

29 марта с.г. состоялось заседание Рабочей группы Союза предприятий печатной индустрии по развитию рынка прессы Москвы.

В мероприятии приняли участие представители компаний, занимающихся продажей прессы в нестационарных торговых объектах Москвы, представители отраслевых общественных организаций: Б.А. Демин – генеральный директор ОАО «Агентство печати «Басманное», Е.Г. Капустина – генеральный директор КП «Мосгорпечать»,  М.А. Литвинов – руководитель службы развития ГК «Кардос», С.Н. Моисеев – президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) , А.В. Оськин – вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) и.о. президента, председатель правления НП «АРПП», М.В. Портнов – начальник розничной сети ООО «Сейлс», Т.В. Романова – заместитель исполнительного директора Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), Т.Ю. Савина – руководитель Рабочей группы, генеральный директор ЗАО «МК – Сервис», Д.Б. Соколов – директор по развитию ООО «АРДПП»,  Е.М. Шитикова – исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП).

          А.В. Оськин обратил внимание собравшихся на большую значимость распространения печатных СМИ в столице и необходимости поиска новых путей и направлений по улучшению экономики объектов печати. Отметил, что назрела необходимость обсудить следующие вопросы: предложения по ассортименту дополнительных групп товаров НТО со специализацией «Печать; предложения Департамента спорта и туризма города Москвы по расширению перечня услуг и сервисов, представляемых в НТО «Печать» вид «Павильон»; меры по укреплению экономики и повышению рентабельности объектов прессы.

    А.В. Оськин рассказал о предложениях региональных распространителей по изменению ассортимента дополнительных групп товаров в объектах печати, привел примеры успешной работы киосков прессы с расширенным ассортиментом дополнительных групп товаров в городах России и зарубежья (Беларусь, Польша, Литва и др.); о положительном рассмотрении предложения отраслевого сообщества в Правительстве Российской Федерации о целесообразности реализации табачных изделий в киосках прессы в целях экономической поддержки сети распространения печатных СМИ, отметив, что наличие в ассортименте объектов печати табачных изделий увеличивает продажу прессы в среднем на 30%, а с курильщиками нужно бороться не через запреты, а посредством воспитания и повышения культуры. Высказал мнение о том, что в настоящее время назрела необходимость в экономической поддержке объектов печати в Москве, в преференциях от Правительства Москвы с целью сохранения НТО «Печать» в местах экономически не рентабельных, но необходимых горожанам, регулярно читающим печатные СМИ, о необходимости сохранения льготы для объектов печати по торговому сбору в Москве.

     Т.Ю. Савина призвала собравшихся обсудить предложения по расширению ассортимента дополнительных групп товаров и внесению изменений в Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией» для объектов печати и подготовить от отраслевого сообщества обращение в Департамент средств массовой информации и рекламы, а также поддержала инициативы коллег по вопросам поддержки распространителей печатных СМИ со стороны Правительства города Москвы.

     Е.Г. Капустина напомнила, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2017 № 26-ПП к размещению в городе предусмотрен НТО «Печать» вид «Павильон». На сегодняшний день Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее – МКА) утвержден формат НТО «Павильон» со специализацией «Цветы» разной площадью. Наиболее приемлемая площадь НТО «Павильон» для реализации печатной продукции – 19,58 кв.м, которые закуплены ДТиУ.

Ранее Департаментом были направлены в АРПП фотоматериалы НТО «Цветы» вид «Павильон» для проработки концепции и модернизации павильона в целях его адаптации для реализации печатной и книжной продукции. Получен проект концепции. В настоящее время требуется совместно доработать концепцию с учетом обращения Департамента спорта и туризма города Москвы (Москомспорт) в части расширения перечня услуг и сервисов, предоставляемых НТО «Печать» вид «Павильон» со специализацией «Печать». Новый формат объекта печати с расширенными услугами будет востребован населением в том числе, по маршрутам движения экскурсионных автобусов, вблизи спортивных сооружений и в других, более проходных, местах столицы. Поэтому отраслевому сообществу необходимо выразить свое мнение по предложениям Москомспорта, подготовить перечень вопросов и уточнений, с которыми можно было бы к ним обратиться. 

В настоящее время Департамент готов проработать вопрос по проведению эксперимента по запуску НТО вид «Павильон» через КП «Мосгорпечать», которое получит его от города в оперативное управление. Поэтому у столичного сообщества прессы есть возможность экспериментально доработать этот объект, оборудовать его внутри, наполнить всем необходимым, включая услуги для полноценного функционирования. Адресным ориентиром размещения павильона прессы может быть метро «Каховская» или другие предложенные адреса от отраслевых организаций. 

Кроме того, она отметила, что в период упорядочения системы распространения печатных СМИ в городе Правительством Москвы были предоставлены значительные преференции в отношении объектов со специализацией «Печать», в т.ч. для бесперебойного функционирования объектов печати: сохранены почти все прежние места размещения киосков, в переходный период объекты с прессой не закрывали, вместо аукциона проводится конкурс, применен понижающий коэффициент, согласовано освобождение НТО «Печать» от торгового сбора и т.д. Сейчас КП «Мосгорпечать», как и распространители, и отраслевое сообщество в целом обеспокоены ситуацией на рынке распространения печатных СМИ, в т.ч. наблюдается тенденция досрочного расторжения договоров на право осуществления торговой деятельности. 

Е.Г. Капустина ответила на многочисленные вопросы участников заседания, разъяснила в т.ч. порядок выставления штрафных санкций предпринимателям за нарушения условий договора на право осуществления торговой деятельности в НТО со специализацией «Печать», что доля их незначительна (в 1 кв. т. г. из 231 нарушений штрафы выставлены в 35 случаях). Также проинформировала о сотрудничестве с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по вопросу размещения НТО «Печать» в зонах транспортно-пересадочных узлов и в зонах благоустройства МЦК; поддержала предложение участников совещания о  необходимости внесения в законодательные акты РФ и г. Москвы положения о бессрочном освобождении от уплаты торгового сбора с 2020г. предпринимателей осуществляющих торговлю через нестационарные торговые сети со специализацией «Печать», размещенных в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы, порекомендовала собравшимся изучить вопросы субсидирования работодателей со стороны Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Б.А. Демин в ходе дискуссии поддержал предложения собравшихся и высказался о внесении в ассортимент дополнительных групп товаров и услуг НТО «Печать» услуги по выдаче интернет – заказов, но не только книг, а и других малогабаритных товаров, а также продажу сим-карт; привел положительные примеры влияния подобных услуг в других городах России на рентабельность объектов печати.

М.А. Литвинов поддержал предложения коллег о необходимости внесения изменений в Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией», а также в Закон города Москвы «О торговом сборе».

С.Н. Моисеев высказал мнение, что для решения вопросов о развитии рынка прессы и в целях отстаивания интересов распространителей прессы в городе Москве необходимо плодотворное сотрудничество и взаимодействие всех операторов рынка, Правительства Москвы, в т.ч. Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, Департамента торговли и услуг, КП «Мосгорпечать»; обратился к собравшимся с предложением создания экономической карты НТО «Печать» для аргументации своих позиций в части оказания поддержки распространению печатных СМИ в Москве при обращении в Правительство РФ и Правительство г. Москвы.

М.В. Портнов в целях повышения показателей по окупаемости объектов «Печать» в Москве предложил включить в ассортимент дополнительных групп товаров и услуг для объектов «Печать» продажу кофе; поддержал предложение о бессрочном освобождении от уплаты торгового сбора; рассказал о положительном  опыте сотрудничества с Центром занятости молодежи города Москвы в вопросе обеспечении персоналом и бесперебойном функционировании объектов;  высказал готовность поработать в экспериментальном НТО «Печать» вид «Павильон» и при необходимости дооснастить его оборудованием и др., а также выразил заинтересованность в предложениях Москомспорта.

Т.В. Романова поддержала предложения о целесообразности изменения номенклатуры дополнительных групп товаров для объектов печати и необходимости продления льготы (бессрочно) по освобождению от уплаты торгового сбора для НТО «Печать», попросила собравшихся рассмотреть критерии для формирования экономической карты НТО «Печать» с учетом соблюдения требований к коммерческой тайне предприятий.

Д.Б. Соколов поддержал коллег при обсуждении вопросов внесения изменений и дополнений в Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией» для объектов печати, обратил внимание собравшихся на то, что с 1.01.2021г. утрачивает силу льгота по освобождению от уплаты торгового сбора для предпринимателей, осуществляющих торговлю через НТО «Печать» в г. Москве  и предложил незамедлительно обратиться в Правительство Москвы с просьбой о сохранении такой льготы на бессрочный период. Отметил, что в целях экономической поддержки распространения печатных изданий необходимо подготовить и направить предложения в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Е.М. Шитикова отметила, что для сохранения информационного поля столицы и оказания поддержки распространителям печатных СМИ необходимо создание экономической карты объектов, продающих прессу и призвала собравшихся к активному взаимодействию в решении данного вопроса.

    По итогам заседания Рабочей группы были приняты следующие решения:

1.Подготовить от отраслевого сообщества обращение в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы с предложениями по расширению ассортимента дополнительных групп товаров и внесению изменений в Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией» для объектов печати.

2.Выйти с предложением к городским властям об организации в качестве эксперимента работы на городском объекте вид «Павильон»;

3.Подготовить обращение в КП «Мосгорпечать» об одобрении предложений Департамента спорта и туризма города Москвы с уточняющими предложениями.

4.Изучить вопросы субсидирования работодателей со стороны Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и дополнительных выплат сотрудникам предприятий, занимающихся распространением прессы.

5.Обобщить опыт сотрудничества с Центром занятости молодежи города Москвы и сформулировать предложения для предприятий отрасли.

6.Подготовить и направить предложения по экономической поддержке бизнеса распространения печатных СМИ в городе в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

7.Сформулировать и направить предложения по использованию рекламных поверхностей предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность в объектах со специализацией «Печать», в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

8.Обобщить опыт по выдаче интернет – заказов через объекты печати, подготовить предложения по оказанию такой услуги в НТО «Печать» на территории города Москвы и направить их в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

9.Обобщить предложения и информацию операторов рынка распространения печатных СМИ в городе Москве, подготовить проект экономической карты московских НТО «Печать».

10.Для решения актуальных вопросов развития рынка прессы Москвы считать целесообразным проводить регулярные заседания ведущих операторов рынка прессы Москвы.

11.Во взаимодействии с КП «Мосгорпечать» подготовить адресный список нерентабельных НТО «Печать».

    На заседании были также рассмотрены другие актуальные проблемы функционирования объектов прессы в 

Москве.

Пресс-служба СППИ(ГИПП)