О планах Смольного стать владельцем торговых павильонов рассказала зампред комитета имущественных отношений Марина Янкина в ходе "круглого стола" с предпринимателями 10 апреля. По ее словам, сейчас разрабатывается проект постановления, который даст городским властям возможность самим приобретать и устанавливать нестационарные торговые объекты, чтобы сдавать их в аренду предпринимателям.
Как пояснил Максим Аксёнов, исполняющий обязанности начальника управления нормативно-методического обеспечения КИО, речь идет скорее не о киосках и палатках, а о небольших магазинах площадью 15 квадратных метров. Предполагается, что в таких точках будут торговать товарами первой необходимости, и в каком-то смысле они станут выполнять роль магазинов шаговой доступности. Но конкретные требования к будущим арендаторам пока не проработаны.
В качестве теста город хочет приобрести 3 – 5 таких павильонов за 10 млн рублей. «Но на этот год в бюджете это не заложено, может быть, на следующий», – уточнил Максим Аксёнов. Распределять помещения планируется через аукционы. В комитете по развитию предпринимательства поддержали идею. «Это опыт Москвы, на который мы уже давно смотрим», – пояснил начальник отдела торговли Алексей Литвенюк.
Создавая собственные торговые павильоны, Смольный намерен бороться с засильем рантье, то есть предпринимателей, которые получают от города участок, ставят на нем павильон, но не используют его сами, а сдают субарендаторам. Цена для конечного пользователя может оказаться в несколько раз выше, чем та, по которой его отдал город. Это затрудняет доступ малого бизнеса к городской собственности, уверены в КИО. По оценке ведомства, сейчас в городе около 7 тысяч НТО. Но торгующие в киосках предприниматели практически не заключают с городом договоров напрямую. Бенефициарами большинства точек являются девять игроков, заявила Марина Янкина. Но точный процент и названия компаний она не сообщила.
По данным «Фонтанки», большая часть торговых точек в топовых туристических местах принадлежит компаниям «Союз», «Лидер» и «Орбита». Все они ранее принадлежали структурам ХК «Форум» Дмитрия Михальченко. Теперь их владельцем является Олеся Островская, заместитель директора НП «Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли «Северо-Западный регион». Но, как показало исследование «Фонтанки», только треть торговых точек возле Эрмитажа, на канале Грибоедова и у Ростральных колонн имеют договор с городом. По словам участников рынка, они работают через фирмы-посредницы, помогающие договариваться со стражами порядка.
Предыдущие попытки КИО навести порядок на рынке нестационарной торговли вызывали возмущение бизнеса. К примеру, чтобы сделать участие в аукционах невыгодным для спекулянтов, Смольный заставил победителя платить за право размещения киоска за год вперед. Это создало дополнительный барьер для бизнеса, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов. «Для небольших предпринимателей это зачастую является неподъемным», – говорит он.
В конце марта КИО придумал еще одну новеллу. Очередной проект поправок в правила размещения НТО дает городу право расторгать договоры с владельцами ларьков, если те сдают их в субаренду. Это тоже ударит по малому бизнесу, уверен бизнес-омбудсмен. Небольшие предприниматели готовы переплачивать посредникам, потому что те берут на себя все процедуры согласования с городскими властям, заявил он «Это не быстрый процесс и требует специальной подготовки», – пояснил он.
Исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков считает, что запрет пускать на территорию нестационарной торговли другой бизнес сформулирован чересчур расплывчато. «Получается, в автосервисе нельзя сделать кафе и даже поставить вендинговый автомат с кофе», – сказал он. Пострадают и фермеры, многие из которых не могут сами продавать свою продукцию, поэтому они кооперируются и берут в аренду одну точку сообща.
Судебная практика тоже складывается не в пользу чиновников. К примеру, ООО «Афина» оспорила отказ Смольного продлить с ней договор размещения из-за субаренды. Суд встал на сторону предпринимателей. КИО сейчас пытается взять реванш в апелляционной инстанции, уточнили в комитете. Но пообещали не менять правила размещения НТО до окончательного решения.
По мнению бизнеса, появление городских торговых павильонов сделает ужесточение правил игры ненужными. Но с реализацией идеи могут возникнуть сложности. «Чтобы она заработала, нужно не 3 – 5, а хотя бы 100 – 150 таких объектов», – считает Александр Абросимов. Иначе в ходе теста просто не получится получить репрезентативную выборку, пояснил он.
Владимир Меньшиков опасается, что проект может оказаться экономически неэффективным. Управление киосками потребует от города создания очередного ГБУ или расширения штата действующего. Помимо затрат на покупку павильонов это повлечет рост документооборота и постоянных трат на обслуживание. «Ларьки подвергаются вандализму, на них рисуют граффити, от которых их надо отмывать. Наконец, платить за электроэнергию. Это не такое простой бизнес», – комментирует глава ассоциации. Не факт, что Смольному удастся предложить бизнесу более выгодные условия, чем те же посредники. Или он будет зарабатывать меньше, чем сейчас, когда просто сдает участки земли. Впрочем, все будет зависеть от локации. Если город заберет себе самые лакомые места возле станций метро или ключевых достопримечательностей, он сможет неплохо заработать, уточняет Владимир Меньшиков. Но в этом случае существует опасность, что город попытается стать монополистом. «У бизнеса должен быть выбор — арендовать у города, арендовать у посредников или делать все самим», – подчеркивает эксперт.
Сейчас арендовать участок под киоск напрямую у города практически невозможно: на торги приходят спекулянты, которые завышают цену в разы, говорит предприниматель Денис Иванов, попытавшийся сразиться за место возле станции «Достоевская». Но навряд ли что-то изменится, если право занять городской ларек тоже будет разыгрываться на аукционе. «От города хотелось бы одного — четких правил игры», – заключает он.
Галина Бояркова
Источник: Фонтанка.ру