Мероприятие было посвящено обсуждению самых острых проблем, существующих в системе распространения отечественной прессы, и перспектив развития всех каналов реализации печатного контента.
В заседании приняли участие руководство Союза журналистов России, СППИ (ГИПП), НП «НСРП «Союзпечать», Ассоциации национальных СМИ, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП «Почта России», федеральных и региональных издательских и дистрибуторских предприятий.
Вела заседание Е.М. Шитикова – исполнительный директор СППИ (ГИПП). Она отметила, что массовое сокращение каналов распространения периодики, происходящее вследствие экономического кризиса и существующих законодательных ограничений в отношении СМИ, ставит под удар сам институт прессы. Модератор выразила благодарность руководству Союза журналистов в лице председателя В.Г. Соловьёва за активную поддержку инициативы проведения мероприятия и предоставила слово президенту СППИ (ГИПП) С.Н. Моисееву.
С.Н. Моисеев обрисовал общую картину рынка распространения прессы в России. Он отметил, что кризис наблюдается во всех форматах реализации печатного продукта. Киосковые сети ежедневно ликвидируются, обеспеченность объектами прессы населения во многих регионах России рекордно мала и не позволяет в полной мере предоставить жителям доступ к печатному слову. Для ритейла пресса не представляет большого интереса, здесь она представлена очень слабо: малыми площадями под размещение, узким ассортиментом и малой номенклатурой реализуемых изданий. После отмены государственных субсидий ФГУП «Почта России» на доставку подписных тиражей населению и повышения тарифов на подписку федеральным почтовым оператором подписка стала дороже розницы, а подписные тиражи с 2014 года упали почти наполовину.
В.Г. Соловьёв – председатель Союза журналистов России - обратил внимание участников заседания, на то, что доступ населения нашей страны к информации ограничивается во всех форматах её распространения: от телевидения – здесь в настоящее время происходит переход с аналогового на цифровое вещание – до печатной прессы, которая испытывает колоссальные трудности в реализации по всем каналам своей дистрибуции. Председатель Союза журналистов России констатировал, что многие издатели вынуждены искать альтернативные возможности распространения своего продукта: к примеру, в Краснодаре местное издание распространяют курьеры. Однако, по словам В.Г. Соловьёва, такая форма дистрибуции газет и журналов доступна не для всех регионов России. По мнению докладчика, акцентировать внимание государства и местных властей на проблемах реализации периодики необходимо на совместных региональных мероприятиях, как это сделали коллеги из Красноярска, которые таким образом заручились поддержкой со стороны мэра города.
Вице-президент СППИ (ГИПП) А.В. Оськин сообщил участникам заседания, что в нашей стране каждый день неуклонно сокращаются все каналы реализации печатного продукта: киоски – самый распространенный формат продаж прессы – ликвидируются со скоростью 10 объектов вдень, почтовый оператор поставлен государством в условия, при которых он вынужден, хоть сколь-либо компенсируя свои убытки, повышать тарифы на доставку подписных тиражей населению, ритейл в печати не заинтересован и ограничивает её представленность и ассортимент в своих сетях. Однако, по словам А.В. Оськина, несмотря на общую плачевную картину системы распространения печатной прессы, в стране есть регионы, опыт которых должен стать эталонным для всей страны. В пример он привёл Липецк, где местная администрация во главе с О.П. Королёвым, понимая социальную значимость прессы, оказывает активную поддержку дистрибуции газет и журналов: в городе ставка арендной платы за квадратный метр киоска составляет 12 рублей, в области – 4 рубля за квадратный метр. Вице-президент СППИ (ГИПП) призвал поэтапно двигаться в направлении концепции «трёх нулей», согласно которой в будущем можно было бы установить нулевую ставку НДС, нулевой тариф на доставку подписных тиражей и нулевую арендную ставку для объектов прессы.
С.А. Дзюбинская – заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям – обратила внимание участников мероприятия, что государство понимает важную роль прессы в информационной безопасности страны и необходимость оказания поддержки этому социально значимому институту в сложившихся внешнеполитических условиях. Однако докладчик сообщила, что кардинально и в одночасье изменить положение, в котором находится пресса, невозможно и предложила искать альтернативные возможности выхода из сложившейся негативной ситуации. В частности, в отсутствие государственных дотаций на доставку подписных тиражей, по мнению С.А. Дзюбинской, можно обсудить возможность конкурсной поддержки подписки. Она отметила необходимость популяризации положительного опыта регионов России по поддержке периодики. По словам докладчика, это можно реализовать на площадках отраслевых региональных мероприятий с участием местных властей и представителей профильных министерств, курирующих деятельность печатных СМИ. Она выразила надежду на то, что СЖР предоставит всем участникам рынка печатных СМИ возможность в рамках своих медиасаммитов выстроить конструктивный диалог с властью.
Генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», руководитель комитета СППИ (ГИПП) по законодательным инициативам А.В. Авдонин отметил, что в сложившихся условиях, когда позиция прессы в ритейле представлена слабо, необходимо выступать с инициативой внесения в закон «О торговле» изменений, предполагающих приравнивание прессы к скоропортящимся продуктам питания.
По мнению, М.Н. Кисловой, руководителя департамента подписных сервисов ФГУП «Почта России», пресса – важный общественный институт. Она сообщила, что «Почта России» в отсутствие государственных субсидий прилагает все усилия для поддержки подписного сегмента её реализации: предоставляет скидку социально значимым изданиям, проводит дни и декады подписки.
Председатель правления НП «НСРП «Союзпечать» М.А. Былёва поддержала инициативу коллег о необходимости проведения на площадках региональных медиасаммитов СЖР заседаний, посвящённых актуальным проблемам рынка прессы.
С.Д. Гаврилов, генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь», президент НП «НСРП «Союзпечать», отметил, что сохранение и развитие прессы и системы её распространения – задача государственной важности и обратился к В.Г. Соловьёву с просьбой использовать все возможности Союза журналистов для поддержки распространения периодики в нашей стране.
М.Н. Христофорова – генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим», президент Ассоциации национальных СМИ – обратила внимание собравшихся на острую необходимость поддержки распространения прессы на национальных языках в целях сохранения исторического и культурного наследия каждого народа, проживающего на территории нашей страны.
В.Е. Полуказакова – генеральный директор ООО «Р.О.С.ПЕЧАТЬ» Липецкой области – рассказала о положительном опыте липецкой «Роспечати», активной поддержке медиаотрасли администрацией региона и призвала коллег прикладывать больше усилий и энергии для создания современных и эффективных каналов распространения печатной продукции, в том числе киосков и павильонов прессы.
В обсуждении актуальных вопросов мероприятия активное участие приняли: А.Л. Громадина – руководитель издательского отдела АО «Редакция газеты «Культура», В.В. Керов – эксперт медиаотрасли, И.И. Мосин – главный редактор журнала «Женское здоровье», Л.В. Петрова – генеральный директор Медиагруппы «Журналист».
Подводя итоги заседания, Е.М. Шитикова выразила надежду на активную поддержку со стороны Союза журналистов инициатив медиасообщества в сфере реализации мероприятий по поддержке индустрии прессы, в частности, в рамках региональных саммитов Союза журналистов. В.Г. Соловьёв изъявил готовность к конструктивному сотрудничеству по всем направлениям, которые были обозначены в ходе мероприятия.
По итогам заседания круглого стола была принята резолюция, содержащая основные направления совместных действий СЖР и СППИ (ГИПП) в сфере поддержки индустрии печатных СМИ.
Пресс-служба СППИ (ГИПП)