После того, как в Москве началась реформа торговли, многие жители столицы стали беспокоиться. Ведь все уже привыкли ходить в киоск за газетой по одному и тому же адресу, а тут вдруг бац - и от него даже следа не осталось.
Куда идти? Где просвещаться?
Суть торговой реформы заключается в том, чтобы привести в порядок городские улицы, убрать с них самострой и расставить по районам киоски, оформленные в едином стиле. Сколько платить за аренду, решают сами предприниматели: город выставляет места для павильонов на конкурс, а бизнесмены их выкупают. Правда, именно этот факт зачастую оставляет их без прибыли, ибо дельцы взвинчивают на аукционах цены, после чего сами же не могут справиться с оплатой аренды.
НЕТ ГАЗЕТ ИЗ-ЗА РЕМОНТА
На улице Новослободской на участке более километра не оказалось ни одного работающего киоска с печатью (начиная от станции метро «Менделеевская» и почти до Третьего транспортного кольца). Хотя павильоны стоят новехонькие (и сразу два - в районе дома №43/63 и 46). «КП» удалось дозвониться до предпринимателя Юрия, который выиграл аукцион по тем адресам. И вот что он рассказал:
- Эти киоски обязательно заработают, причем в ближайшее время. Просто на Новослободской сейчас идет ремонт дороги и тротуара. Пыль столбом. Шум. Продавцы не хотят работать в таких условиях. Буквально через несколько дней начнем завозить товар.
А пока эти киоски пустуют, продавец газет Тамара Маршукова не находит минуты, чтобы присесть. К ее пресс-стенду (всего таких в Москве сейчас 257, в ближайшее время будет 474) тянутся читатели со всего района.
- Как только новые киоски откроются, прибыль уменьшится, - уверена женщина. - Хотя и стою я на хорошем месте. В тридцати метрах от станции метро «Менделеевская».
По мнению Маршуковой, торговать со стенда проще и удобнее. Сидишь на свежем воздухе. Не нужно включать кондиционер. А если дождик - есть торговый зонт. Хотя здесь мнения разнятся. Другие продавцы жалуются, что во время сильного ветра пресс-стенды превращаются в парус и валятся набок.
- Но от меня-то он не улетит, - смеется Тамара. - Я его цепью к столбу привязываю. Как бычка.
Удивительно, конечно. Но вдоль Новослободской на первых этажах домов чего только нет. И винные магазины, и супермаркеты, и почта, и адвокатские конторы, и банки, и бары, и клиника по истреблению целлюлита, и магазин для взрослых, и Главное Следственное управление МВД по городу Москве... И на всю эту ораву одна Тамара Маршукова с ее газетами и журналами.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Самое оптимальное место для установки киоска с прессой - это, конечно, вход в метро. Напоминаем, что торговать газетами в 50-метровой зоне от станций можно, но только в том случае, если расположение киоска определено официальной схемой (в Департаменте торговли и услуг).
- По-хорошему торговать печатной продукцией надо в людных местах и никак иначе, - уверена продавец Полина Стоянова (ее киоск находится в 20 метрах от станции метро «Полянка»). - Ну что ты продашь в каком-нибудь спальном районе между двумя девятиэтажками?
Однако в мэрии считают, что киоски должны стоять повсюду, в том числе в спальных районах. И на схему расположения павильонов эти точки наносят. Вот только предприниматели биться на аукционах за непроходные места не торопятся, в результате народ жалуется, что газету негде купить. Такой конфликт интересов бизнеса и потребителя.
И все же ситуация постепенно меняется. Всего в городе планируется установить 2095 киосков «Печать» (работа эта продолжается - 1500 павильонов уже на месте). Их адреса можно найти на сайте «Мосгорпечати» mosgorpechat.mos.ru - в разделе «нестационарные торговые объекты».
Павел Клоков
Источник: Комсомольская правда