В Минск на конференцию Emerge приехал Даниль Хасаншин, директор по развитию бизнеса издательского дома "Комитет" (издание TJournal, бизнес-издание vc.ruи платформа Spark), и мы с удовольствием пообщались с коллегой на темы, которые в том числе волнуют и Marketing.by.
- Какое будущее у онлайн-медиа?
- Хочется сказать, что его нет. Медиа в чистом виде умирают.
Какими будут медиа в будущем – сложно сказать. Я думаю, это будет какая-то смесь технологических решений. Сейчас нам в целом тяжело, потому что наша производительность связана напрямую с человеческими ресурсами. Те же социальные сети используют все больше технологических решений, у них все меньше людей, которые пытаются проверять информацию и т.д.
То есть, если медиа тоже не станут заниматься технологиями, то, скорее всего, у них нет будущего. Так я медленно подвел к тому, то мы делаем ставку на технологии.
- Что ты понимаешь под технологиями? Для создания контента, постинга…
- Это все, что ты назвал. Например, год назад мы начали заниматься нашим редактором «Параграф» - эта форма для верстки материалов получилась достаточно неплохой. И таких мелких вещей очень много, но в целом они собираются в технологичную платформу.
- Останутся медиа в виде сайта? Или полностью уйдут в соцсети и месенджеры?
- Уже недостаточно просто иметь сайт. Приведу пример: мне иногда приходится ходить в банкомат, чтобы снимать деньги. Я иду, и мне больно от потраченного зря времени: у меня же есть эти деньги на карте, у меня есть приложение для оплаты, но мне приходится идти пешком, снимать кэш, и возвращаться обратно.
То же самое и с медиа: через три года ты на сайты будешь ходить точно также - это же просто новости, зачем за ними куда-то идти? Если ты проснулся, а тебе уже какая-нибудь Алиса или Siri что-то рассказывают: новости на основе твоих интересов или поведения.
Медиа трансформируются, и это точно будет не сайт, а какие-то разные каналы коммуникации.
- Как сделать онлайн-медиа окупаемым и прибыльным?
- Эту задачу мы решаем каждый день. И у нас нет ожидания, что мы вдруг много заработаем. Нам нужно, чтобы мы имели запас на 2-3 месяца (а лучше на 6), и работали спокойно.
Медиа на русском языке в чистом виде окупать невероятно сложно. Должны быть какие-то сервисы и дополнения. Например, мы посмотрели, что рекламодатели к нам регулярно приходят за нативной рекламой мероприятий. И я подумал: мероприятия – это по большому счету тоже медиа, так как они доносят какую-то информацию. А у нас есть людские ресурсы. Так мы стали заниматься мероприятиями. Изучаем наш контент: если материал выстреливает, значит у людей есть спрос на эту тему. Потом думаем, кто по этой теме может выступить и какую цену за билеты можно поставить. Пишем анонс в своем же медиа - и получается некий бизнес. При чем хороший бизнес, так как еще до момента мероприятия у тебя уже есть деньги от купленных билетов. С рекламой в медиа все по-другому – нужно месяц-два после публикации ждать, когда деньги придут к тебе на счет.
В вообще, в медиа-бизнесе все меньше людей с целью заработка. Так как я сам работаю в медиа, то могу сказать: это ненормальные люди. Они горят этим, получают от работы внутреннее удовольствие и гордятся ей. Хотя, казалось бы, чем можно гордиться в медиа?
Да, медиа занимаются сумасшедшие в своем роде люди. Потому что любой соседний бизнес в диджитале может приносить больше денег. Знаете, особенно обидно, когда одно из наших медиа пишет о стартапах, и в каждом стартапе очень сильно больше денег, чем у медиа.
- У каких онлайн-медиа больше перспектив для развития – федеральных, региональных или узкопрофессиональных?
- Чем уже, тем лучше. Конечно, всегда будет хотеться расшириться. Но у общенациональных изданий есть проблема – сложно сформулировать, кто твоя аудитория. Скажем, есть условное издание Москва.ру: кто у них аудитория? Москвичи? А какие они? Богатые, бедные, чем интересуются? Это сложно будет продать. А вот если аудитория - московские предприниматели, то это шикарно. Или предприниматели любого другого маленького города – спрос на это будет больше, чем на просто медиа с широкой аудиторией.
- Какие форматы рекламы больше интересуют бренды в медиа вашего издательского дома?
- У нас в среднем получается баланс. Медийка в денежном эквиваленте приносит около 30%. Спецпроекты, когда клиент приходит с идеей и просит удивить и его, и аудиторию – тоже порядка 30%. И нативные материалы – еще 30%. Десять процентов остается на сервисы – и это не только мероприятия, но и платные вакансии, платные акаунты и т.д.
- Исходя из ранее сказанного, доля сервисов должна расти?
- Очень на это надеюсь, и мы много вкладываем в разработку и эксперименты.
- Есть ли планы выхода на беларуский рынок?
- Ко мне во время конференции подходили два человека и говорили: давайте, выходите в Беларусь. Но это очень сложно, здесь очень маленький рынок. Нам придется нанять 2-3 редакторов, которых будет тяжело окупать. Не сложно запустить здесь медиа, сложно сделать так, чтобы этим ребятам, которые здесь будут работать, было комфортно.
- Запросы на продажу франшиз не поступали?
Я надеюсь, что мы никогда не сделаем франшизу. Это странно, когда ты сам в очень плохой ситуации, но еще и предлагаешь кому-то сесть в такую же историю, а то и хуже.
Есть хорошие франшизы, где своего бизнеса процентов десять, а все остальное - франчайзи. Но франчайзинг – это другой бизнес, мы этого не умеем делать.
Источник: marketing.by