Ситуация с распространением прессы в стране вызывает обоснованную тревогу. Если отечественная экономика и выходит постепенно из кризиса, на создании и реализации печатных СМИ это пока никак не сказывается. Возникшие в этой области еще в докризисные времена проблемы до сих пор не получили решения. Более того, положение продолжает усугубляться.
КИОСКИ ВЫХОДЯТ В ТИРАЖ
Начавшийся несколько лет назад процесс ликвидации киосковых сетей продолжается. В 2004 году на территории России работало 42 тысячи киосков прессы. За 10 лет их количество сократилось на 13 тысяч, или на 31 %. При этом норматив обеспеченности читателей прессой стал составлять 1 киоск на 4770 жителей. В 2015 году киосков стало меньше еще на 1 тысячу, а норматив опустился до значения 1 киоск на 5240 жителей. В 2016 году темп сокращения киосков прессы стал увеличиваться. За год было закрыто или снесено 5 тысяч киосков, норматив превысил показатель в 6000 жителей на 1 киоск (в среднем по РФ — 1 киоск на 6325 жителей). По данным последнего мониторинга, проведенного АРПП в 2017 году, количество киосков в стране сократилось на 6 тысяч (на 26 %), и их количество оценивается в 17 тысяч объектов. Норматив обеспеченности составляет 8300 жителей на 1 киоск прессы.
И это несмотря на то, что постановлениями Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 и от 06.09.2016 № 885 утвержден минимальный норматив обеспеченности, который должен находиться в пределах 1 киоск на 5880–6000 жителей в зависимости от объема в регионе стационарных торговых площадей.
Сегодня минимальному нормативу обеспеченности населения объектами прессы соответствуют лишь 28 субъектов Федерации. В 2016 году ситуация была лучше, требованиям постановления № 291 отвечали 34 субъекта РФ.
Менее всего торговыми объектами с газетами и журналами обеспечены жители Северо-Кавказского федерального округа: 1 киоск на 17 240 человек. Наихудшая ситуация по обеспеченности киосками прессы сложилась в следующих субъектах РФ: Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Саха (Якутия), Карачаево-Черкесской Республике, Ямало-Ненецком АО, Республике Дагестан. В этих субъектах РФ 1 киоск прессы приходится более чем на 50 тысяч человек.
К слову, неутешительны дела и в книжной рознице: в России осталось только 1,5 тысячи книжных магазинов. Их количество уменьшилось за последние 14 лет на рекордные 67 %. Библиотек насчитывается 43 тысячи, и их количество также от года к году снижается.
Таким образом, закрываются все каналы доступа к печати. Для многих россиян, трепетно относящихся к бумаге и предпочитающих фейкам в интернете выверенное печатное слово, приобретение газеты стало сродни погоне за дефицитным товаром во времена перестройки. Тогда как в развитой стране система доставки информации населению должна работать эффективно и бесперебойно.
РОЗНИЦА И РАЗНИЦА
Немного ситуацию спасает неспециализированный ритейл, который прирастает торговыми объектами. В сетях FMCG, по данным последнего мониторинга, 16,7 тысячи магазинов торгует прессой. Однако — и это крайне важно — рост количества неспециализированных магазинов с прессой отстает от темпов закрытия специализированных киосков!
Между тем киоски прессы до сих пор остаются основным форматом распространения периодической печатной продукции. Но уже не столько по количеству самих объектов (их доля в общей инфраструктуре объектов распространения прессы снизилась до 48 %), сколько по значимости ассортимента прессы, представленного в киосках. Именно киоски предоставляют максимально широкий выбор изданий, находящийся в шаговой доступности для большинства россиян (до 1000–1500 наименований газет и журналов). В то время как в сетях FMCG в ассортимент включается не более 500 наименований, а в форматах «магазин у дома» и дискаунтер ассортимент составляет всего около 100–120 позиций, иногда и меньше.
Это не единственная проблема, с которой приходиться сталкиваться дистрибуторам печатной продукции, работающим с сетевым ритейлом. Все чаще в нем прессу как товарную категорию стали относить к группе неперспективных товаров. Такая политика ведет к тому, что прессу размещают в местах с низкой посещаемостью, сокращают количество наименований в ассортиментных матрицах. Но пресса — товар импульсного спроса. Печатную продукцию в торговом зале целенаправленно ищет только небольшой процент покупателей (не более 20 % от совершающих покупку), поэтому неудачное расположение торгового оборудования не позволяет точке получить тот объем продаж, который обеспечило бы его размещение в местах с наиболее интенсивным покупательским потоком с соответствующим ростом спонтанных покупок.
Сужение ассортимента до 60–80 SKU (stock keeping unit — складская учетная единица. — ЖУРНАЛИСТ) неминуемо приводит к недостатку товарного предложения и снижению выручки на 1 квадратный метр торговой площади. Российские дистрибуторы опытным путем установили, что главное условие успешных продаж печатной продукции в сетевом ритейле — это минимальный ассортимент, покрывающий основные информационные потребности потребителей, т. е. не менее 150 SKU для каждой торговой точки. Кроме того, нужна частая ротация ассортимента, то есть оперативное размещение новинок, способных поддерживать интерес к товарной группе. А во многих сетях за ротацию ассортимента взимают плату.
Отдельно следует сказать о сроках платежей. На сегодняшний день по некоторым сетям отсрочка платежа может достигать 120 дней. В среднем отсрочка платежа составляет 90 дней, это почти в два раза больше, чем в киосках. Кроме того, сети при оплате за поставку вычитают весь возврат, который был за 60–90 дней; в результате сроки поступления реальных денег за полную поставку еще больше отодвигаются.
Дистрибутор сразу платит издателю все деньги, которые получает из ритейла. Однако в условиях кризиса периодически возникают и задержки платежей от торговых сетей. Безусловно, это лишает издателя оборотных средств на еще более длительный период.
Поэтому одна из основных задач сегодня — сохранить киоски как специализированные объекты по распространению прессы, так как именно они обеспечивают информационный плюрализм и многообразие тематических групп печатных СМИ.
РОСТ ПОДПИСКИ — В ИНТЕРЕСАХ ВЛАСТИ
Не лучше, чем в рознице, складывается ситуация и в подписной сфере. Происходящее сегодня разрушение института подписки на газеты и журналы во многом является следствием того, что в 2014 году были отменены государственные субсидии на доставку подписных изданий населению. В результате этого почтовые тарифы выросли более чем в два раза, издания по подписке стали дороже, чем в рознице. С 2014 года подписка на печатные периодические издания в России в тиражах сократилась почти на 40 % (2017 год по отношению к 2013 году). Несмотря на это, Почта России с завидным упорством объявляет о дальнейшем повышении почтовых тарифов, что приводит к новой волне роста цен на прессу для читателей.
Очень наглядно значимость подписного канала с точки зрения информационной безопасности демонстрирует исследование, которое было проведено АРПП с целью продемонстрировать значимость и актуальность системы распространения прессы в России для действующей власти, в частности для местных чиновников.
Экспертная группа проанализировала информацию по итогам подписки на 1-е полугодие 2017 года и выявила устойчивую взаимосвязь показателя плотности подписных тиражей с политической активностью населения региона. Так, 18 сентября 2016 года россияне выбирали новую Государственную думу. Наиболее высокий политический интерес к жизни страны проявили избиратели в тех регионах, где был зафиксирован высокий показатель плотности подписных тиражей (более 150 подписок печатных изданий на 1000 человек), то есть в регионах, где избиратель был обеспечен аналитически достоверной информацией в виде печатной прессы. В регионах с высоким уровнем подписки общая явка избирателей на выборы 18 сентября 2016 года в зависимости от субъекта РФ находилась на уровне 50– 84 % при средней по России в 48 %.
В регионах с низким уровнем подписных тиражей — менее 100 экземпляров (подписок) на 1000 человек — явно прослеживалась противоположная закономерность: избиратели данных регионов демонстрировали невысокую политическую активность, что выражалось в низкой явке на избирательные участки. Общая явка избирателей на выборы 18 сентября 2016 года здесь составляла 29–46 % в зависимости от региона.
Таким образом, институт подписки имеет огромное социальное значение, так как обеспечивает гражданам, проживающим на всей территории страны, особенно в удаленных и труднодоступных регионах, доступ к информации о важнейших событиях, происходящих в России и в мире.
ВСЕ НИЖЕ, И НИЖЕ, И НИЖЕ
Несмотря на технологическое переоснащение отрасли, статистические данные подписных кампаний свидетельствуют о том, что в целом по стране результаты подписки на второе полугодие 2017 года оказались хуже на 10 % показателей аналогичного периода 2016 года. А результаты подписной кампании на первое полугодие 2018 года оказались на 9,9 % хуже показателей первого полугодия 2017 года.
Во вторую подписную кампанию 2017 года в 48 регионах РФ подписные тиражи сократились на 10– 85 %. В числе регионов, показавших наибольший спад подписки, вошли Республика Тыва (–82,5 %), Самарская область (–57,9 %), Ханты-Мансийский автономный округ (–49,9 %), Башкортостан (–38,7 %). А ведь большинство этих регионов на протяжении многих лет лидировали по росту подписных тиражей.
В подписную кампанию на первое полугодие 2018 года сокращение подписных тиражей зафиксировано в 73 регионах РФ. В Тульской области, Красноярском крае, Ингушетии и Карачаево-Черкесской Республике стали меньше выписывать журналов и газет — на 30 % и более. В 28 регионах РФ подписные тиражи уменьшились в пределах 14–18 %, в 16 регионах — в пределах 10–13,5 %, в остальных — менее чем на 10 %.
За период с 2014 по 2017 год плотность подписных тиражей в России (или количество подписок на 1000 жителей) сократилась почти в два раза. В 2014 году, по данным Почты России, показатель находился на уровне 217 подписок на 1000 жителей. В 2017 году этот показатель опустился до уровня 113 подписок на 1000 жителей.
МИЛЛИОННЫЕ ПОТЕРИ
Для лучшего понимания кризисной ситуации в отрасли хотелось бы привести конкретные примеры потерь, которые несут издатели в результате разрушения системы распространения периодической печати. Так, за 2017 год киосковая розница реализовала на 15 % меньше тиражей газет и журналов, чем в 2016 году, из-за уменьшения количества торговых объектов. Только часть неудовлетворенного спроса смог «подхватить» ритейл в силу ограниченного ассортиментного предложения. В итоге суммарно за год потери в рознице можно оценить в 113 млн непроданных экземпляров.
В 2017 году читатели стали массово отказываться от подписки на прессу, поскольку для многих подписные цены превысили приемлемый уровень. Подписной сегмент за 2017 год недополучил порядка 70 млн подписных экземпляров. Таким образом, только за 2017 год потери отрасли в количественном выражении составили 183 млн экземпляров.
Как мы видим, разрушение системы распространения ведет к катастрофическим потерям издателей, приводя их к банкротствам.
ЗАКОН И НЕПОРЯДОК
Очень многие негативные проблемы сегмента распространения вызваны несовершенством нашей законодательной базы в области СМИ. По-прежнему не решаются задачи по либерализации налогообложения предприятий отрасли, оказанию поддержки распространителям прессы в виде льготной аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу, по снятию ограничений на ассортиментный перечень для киосков прессы и т. д.
Крайне отрицательно сказываются на издательском рынке некоторые недавно принятые законодательные акты. В частности, запрет на продажу табачных изделий в киосках прессы, ограничение участия иностранного капитала в российских СМИ, применение экологического сбора к печатной прессе и другие.
По нашим прогнозам, если в ближайшее время государством не будет принята программа по поддержке рынка печати, как это делается во всех цивилизованных странах, ситуация будет только усугубляться, количество эффективно работающих торговых точек по распространению прессы — сокращаться, а количество закрытых газет и журналов, в том числе известных и заслуженных, — расти.
Сергей Моисеев президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП)
Источник: ЖУРНАЛИСТ