Специалисты АНО «Радиочастотный спектр» провели исследование динамики показателей каналов Telegram, входящих в ТОП-50, после того, как мессенджер был заблокирован на территории РФ.
Сообщается, что исследование проводили с 1 апреля по 10 июня. Другими словами специалистов интересовал период до начала вступления в силу решения суда по мессенджеру и по завершению активной фазы блокировки.
Как рассказали автора работы, динамика показателей ТОП-50 Telegram-каналов говорит о том, что активность их аудитории значительно снизился с тем временем, когда блокировки еще не было.
Источник: Prt Scr исследование динамики охвата ТОП-50 каналов Telegram RSpectr
Среди прочих колоссальные потери понесли каналы, относящиеся к категории «Игры и приложения». В этой сфере снижение активности составило 75,8%. Каналы про «Продажи» снизили этот показатель на 50,7%. Немного отстали «Бизнес и стартапы» - 47,8%. Заметное падение охвата продемонстрировали «Telegram-каталоги» - 37,7%. «Развлечения» потеряли 8,5%.
При этом специалисты уверены, что дальнейшая нестабильная работа мессенджера приведет к еще более внушительному оттоку пользователей, подписанных на каналы о здоровье, развлечениях, товарах и услугах. В то же время, те владельцы каналов, которые производят уникальный контент, меньше подвержены риску потерять свою аудиторию.
Редакция издания «Политэксперт» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию политолога и независимого журналиста Александра Асафова.
Как вы считаете, связана ли утрата популярности Telegram с тем, что волна противостояния с Роскомнадзором пошла на снижение, о мессенджере постепенно забывают в медиапространстве и получается, что РКН добился своих целей?
Тема повестки перестала быть ажиотажной, к ней уже не такое пристальное внимание, поскольку широкого освещения ее СМИ больше нет. Кто-то принял решение уходить на другие площадки, например, на «Яндекс-Дзен». Роскомнадзор продолжит искать способы выполнить решение суда, Telegram будет продолжать стараться организовать доступ своим пользователям в обход запрета РКН.
Эксперт полагает, что ситуация не изменится до тех пор, пока основатель компании Павел Дуров не выведет на коммерческую стадию свой продукт, находящийся сейчас в стадии развития. Такой вывод напрашивается благодаря опубликованным планам и информации о сборе инвестиций. В таком случае, отметил Асафов, обозначатся точки для решения проблемы. Произойдет следующее – либо он уйдет полностью с российского рынка, либо договорится. Исходя из того, что Дуров заявлял об отсутствии интереса к развитию русскоязычной аудитории мессенджера, наиболее вероятен первый сценарий, заявил политолог.
Кому неудобно – уходят в другие мессенджеры, а кому важен дух сопротивления, революции, анархии и инсайда, конечно, останутся. Некоторым неудобно постоянно держать включенным VPN, они тоже уйдут.
Вы сказали про продукт, который Дуров планируют вывести на рынок. Вы имели ввиду криптовалюту, которую он создает, или что-то принципиально новое?
Если смотреть по последним заявлениям Дурова, то он предлагает сервис сквозной авторизации для хранения персональных данных. Вполне очевидно, что это нарушает законы Российской Федерации. В Telegram уже появился функционал для хранения документов, это в последнем обновлении было. Вполне очевидно, что он движется к коммерческой реализации. Каким будет конечный продукт, криптовалюта или сервис для хранения личных данных, пока сказать сложно.
Асафов подчеркнул, что деньги, вращающиеся в русском сегменте Telegram, не имеют никакого отношения к Павлу Дурову. Это серый рынок размещения рекламы и продвижения. И он явно не станет поводом для того, чтобы Дуров стал договариваться с РКН. Он имеет свои коммерческие интересы, прежде всего, вывод продукта на мировой рынок. И ему важно наглядно для всего мира отказаться от всех имеющихся связей с российскими корнями. Сама тема России, тем более в таком аспекте сегодня на Западе токсичная, резюмировал специалист.
Александр Фролов
Источник: ПолитЭксперт