Рецепт правительственных СМИ: маленький трафик, большие бюджеты

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на последнем заседании правительства на обсуждении стратегии социально-экономического развития города - 2035 поручил рассказывать петербуржцам о работе правительства в режиме онлайн.

"Граждане должны знать, что мы сделали и что мы делаем", – отметил он. Надо сверять свои действия с мнением жителей, полагает градоначальник. Какие же инструменты есть у губернатора в интернете, чтобы информировать жителей в режиме онлайн о том, что происходит в городе?

У правительства города есть по крайней мере три подконтрольных ему ресурса: телеканал Санкт-Петербург", сайт "Город+", сайт "Петербургский дневник". Выделяемые им из городского бюджета субсидии явно можно было бы использовать более эффективно.

Самый, пожалуй, позитивный - "Город+". Позиционирует себя как современный интерактивный портал о городской жизни. Улыбки и слова, доброта и забота, взгляды и рукопожатия петербуржцев — так портал характеризует сам себя.  Даже если судить по логотипу сайта "Город+", становится понятно — меньше официоза, больше движухи. Трафик у сайта, пока,  прямо скажем, небольшой, но он потихоньку растет: с 35 тысяч за весь февраль 2018 года до 60 тысяч за май, по данным ресурса Similarweb. По данным другого ресурса, a.pr-cy.ru, читаемость в мае была меньше.

Телеканал "Санкт-Петербург" - известный тяжеловес. С октября 2016 года главным редактором телеканала стал советник губернатора Борис Петров.

Телеканал, осуществляющий круглосуточное вещание через сети кабельных операторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, был создан в 2009 году. 

14 марта 2017 года телеканал "Санкт-Петербург" получил 21-ю кнопку. 

Закрепить 21-ю кнопку за региональными телеканалами за год до этого предложил депутат Госдумы Сергей Боярский. На тот момент он еще занимал пост генерального директора телеканала "Санкт-Петербург". 

Читаемость сайта телеканала небольшая, несмотря на внушительные субсидии — 759 млн 815 тыс. на 2018 год. В декабре 2017-го, январе, феврале ежемесячная посещаемость, по данным Similarweb, не поднималась выше 800 тыс. В рейтинге Liveinternet телеканал "Санкт-Петербург" за последний месяц занимает 207-е место. По данным  a.pr-cy.ru, сейчас ежедневная аудитория сайта topspb.tv — всего около 10 тысяч человек.

Тем не менее надо отметить: телеканал правительство явно любит больше, чем газету "Петербургский дневник" - судя по выделяемым ежегодно из городского бюджета деньгам. Тем не менее руководство ОАО "Петроцентр", в чьем ведении находятся газета и сайт, похоже, позволяют себе тратить деньги  безнаказанно, расточительно и бессмысленно с точки зрения развития такого ресурса, как сайт, например.

Новый главный редактор Кирилл Смирнов пришел к должности с позиции заместителя председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ менее года назад — в октябре 2017 года. Среди поставленных задач было: обновить дизайн, привлечь молодежную аудиторию как на сайт, так и в газету. Дизайн как газеты, так и сайта был действительно обновлен. Так, на сетевой ресурс на эти цели было выделено почти полмиллиона рублей, как свидетельствует сайт госзакупок. Мрачный агрессивно-депрессивный дизайн читателей добил. После этого посещаемость сайта, и так упавшая осенью, в марте рухнула окончательно. Со стабильной прошлогодней цифры более 80 тысяч посетителей в сутки теперь на сайт каждый день заходят около 20-25 тысяч человек. 

Ситуация с читаемостью на сайте "Петербургский дневник" напоминает сейчас не очень приличный пассаж из "Соло на Ундервуде" Довлатова: "Мало того, что он не стоял. Он у тебя даже не лежал. Он валялся". 

Кроме того, с сайта убрали открытый счетчик посещаемости - он закрыт с осени 2017 года. Таким образом, горожане и депутаты Законодательного собрания лишены возможности увидеть, насколько оправдан вклад бюджета города в развитие сайта.

"Мойка78" отправила запрос о ситуации с сайтом "ПД" в Комитет по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга. Не дождавшись реакции и позвонив в комитет, мы узнали: ответ идет по "Почте России" - уже как неделю. За это время руководство комитета, видимо, все-таки приняло какие-то меры: сайт "ПД" начал искать ночного выпускающего для тех, кто не спит по ночам, — должность, просто упраздненную осенью прошлого года. 

Отметим, в 2018 году из бюджета Санкт-Петербурга на газету "Петербургский дневник" и отдельно на сетевое издание spbdnevnik.ru было выделено 153,12 млн рублей. 

Предполагается, что интернет-СМИ spbdnevnik.ru сообщает самые важные городские новости и должен делать это по крайней мере эффективно с точки зрения привлечения читательской аудитории. По крайней мере судя по выделенным на его развитие деньгам. 

Так спрашивается, как же губернатор Георгий Полтавченко собирается информировать жителей в режиме онлайн, если подконтрольные правительству ресурсы настолько неэффективно работают? 

Отметим, деятельность Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга координирует вице-губернатор Александр Говорунов.

Если информирование через эти каналы неэффективно, давайте подумаем о других инструментах — системе "Умный город", комплексной системе экстренного оповещения населения "Ростелеком", Сбербанке, который через программу "Клиент банк" доносит информацию до жителей, портале "Наш Санкт-Петербург", созданным для оперативного взаимодействия жителей города с представителями органов власти Санкт-Петербурга. Сообщения, направленные через портал "Наш Санкт-Петербург", в обязательном порядке рассматриваются городскими службами в установленные сроки.

"Умный город" охватывает несколько технологий, чтобы управлять городскими ресурсами — школами, библиотеками, транспортом, водоснабжением и так далее. Коммуникационные технологии позволяют городской власти взаимодействовать с населением напрямую, отслеживать качество жизни горожан, решать проблемы неэффективности. Эта система уже действует во многих городах по всему миру, улучшая управление городскими потоками.

Иван Шнайдер

Источник: Мойка78