Такими темпами развития периодики киоски «Роспечати» скоро будут торговать колбасой и селёдкой, а газеты останутся в довесок как упаковочный материал… Если вовремя не будут приняты необходимые меры.
22 июня правительство Свердловской области утвердило ассортимент так называемых сопутствующих товаров, которые можно купить в газетно-журнальных киосках (Постановление правительства Свердловской области № 384-ПП). Список внушительный: колготки, мыло, чипсы, напитки, монеты, пряжа, карты, клей, туалетная бумага – всего около 100 позиций (больше всего позабавили презервативы: это до, после или вместо чтения газет?).
Похожие списки есть во многих регионах, утверждают их местные власти – и вроде бы с благой целью: поддержать распространителей периодики. Но по факту печатные издания (местная и региональная пресса) в лучшем случае задвинуты в дальний угол прилавка, закрыты от покупателей лапшой быстрого приготовления и контейнерами для анализов. В худшем – газеты не продают в киосках вообще. «Если газету не покупают – мы расторгаем с ней договор. Мы не будем работать в убыток», – говорят нам коммерсанты, забыв о конституционном праве человека на свободный доступ к информации, о смысле существования газетных киосков и о льготах, которые даёт им этот статус.
КТО РАСПРОСТРАНЯЕТ?
Сегодня в России около 19 000 (по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2017 год) специализированых объектов продажи печатных СМИ – газетных киосков, павильонов и магазинов прессы. За последние 15 лет их число существенно сократилось – почти на 40 процентов, и это серьёзно ограничило доступ читателей к качественной периодике.
Крупнейшая в стране сеть, которая занимается розницей газет и журналов, – агентство «Роспечать» – наследница мощного советского гиганта «Союзпечати». В 1994 году эта огромная структура попала под каток акционирования и, по сути, в процессе распалась на сотни крупных и мелких структур разной формы собственности. В базе ЕГРЮЛ, например, «роспечатей» разного калибра – ООО, ЗАО, ОАО, МУПов, ГУПов, товариществ – более 260. И несчётное количество «сопутствующих» ИП, которые, как они сами говорят, работают под брендом компании. Мелкие «княжества», юрлица в виде всевоможных «дочек» занимаются окологазетной деятельностью – рекламой, продажами канцтоваров и сувенирки, маркетинговым анализом – и диктуют прессе свои коммерческие условия.
«ИП ЗАДВИНУЛ ГЖП»
Неблагозвучная аббревиатура ГЖП на сайте Роспечати расшифровывается как газетно-журнальная продукция. Городские киоскёры, похоже, с удовольствием задвигают ГЖП на дальнюю полку, освобождая прилавок для чипсов и жвачки.
Ни в одной «Роспечати» в центре Екатеринбурга нам не смогли назвать ни главную газету региона, ни «подсказать что-то из местной прессы», ни чётко дать расклад, какой процент печатной периодики должен в обязательном порядке присутствовать в общем объёме торговли, чтобы киоск имел право называться «газетно-журнальным» (спойлер: не меньше 50 процентов).
– Вы такие вещи меня спрашиваете, – возмущается продавец Валентина Рудольфовна (имя-отчество написаны у окошка, а фамилию называть отказалась). – Я из начальства только бригадира знаю. Что привёз, то и продаю. Сейчас хорошо берут воду, например.
«Из начальства» на витрине газетного киоска на перекрёстке Малышева-Луначарского указана ИП Пекарская Татьяна Анатольевна и единственный телефон «Комитета по товарному рынку Октябрьский». Только вот ни комитета такого не существует в Октябрьской администрации, ни телефона (короткие гудки). С трудом мы связались с руководителем финансовой службы этого ИП – Еленой Грабарь. И почти полчаса выясняли… имеет это ИП к «Роспечати» отношение или нет.
– У вас на киоске крупными буквами «Роспечать».
– Мы работаем под их брендом. ИП Пекарская Татьяна Анатольевна преследует интересы извлечения своего дохода, а не какой-то «Роспечати». Ежедневные газеты – это скоропорт. Татьяна Анатольевна должна выкупать нераспроданный тираж за свой счёт? – говорит представитель ИП.
– Так. А кто вас проверяет?
– Мы регулярно получаем запрос из налоговой.
– Какие у них требования?
– Это конфиденциальная коммерческая тайна.
– Ну а если я хочу пожаловаться на то, что у вас нет в наличии, скажем, «Областной газеты»? И вообще, мне кажется, здесь меньше 50 процентов газет. Куда обращаться?
– В киоске есть книга жалоб. Пишите.
Мы по старинке пришли за книгой жалоб, но…
– Её давно забрали хозяева, а когда вернут — понятия не имею, – развела руками сбитая с толку Валентина Рудольфовна…
ЦИФРА
«ОГ» присутствует в 13 газетных киосках Свердловской области (из 592). В каждом продаётся по одному экземпляру.
Марина Поташева, отдел развития «ОГ»
КТО ПРОВЕРЯЕТ ЛЬГОТНИКОВ?
Владельцы газетных киосков имеют определённые льготы. К слову, придание им особого статуса уже несколько лет обсуждается на федеральном уровне. В разных регионах власти устанавливают свой перечень льгот – налоговые послабления, скидки на аренду земли и прочее. Выяснить, какие земельные льготы есть у наших киоскёров, нам не удалось. Но согласно статье 2 федерального закона о применении контрольно-кассовой техники, газетные киоски могут не пользоваться ею при проведении расчётов.
Обойдя несколько киосков, журналисты «Облгазеты» убедились, что владельцы точек этим правом активно пользуются – чеки за покупку не дают. То есть они имеют дело с «живой» наличностью, и похоже, никто их не контролирует.
Сотрудник пресс-службы администрации Екатеринбурга Ксения Хилаева, курирующая работу комитета по товарному рынку, заверила, что проверки ассортимента продаваемой продукции комитет не проводит. Найти структуру, курирующую работу газетных киосков в правительстве области, было сложнее – оказалось, что учёт торговых точек ведёт… министерство АПК и продовольствия, в состав которого включены отделы неоднократно реорганизованного областного министерства торговли, питания и услуг. Вопрос о проверках ассортимента киосков в министерстве мы задали через начальника пресс-службы губернатора и правительства области Екатерину Ятнову, но его также оставили без ответа.
От комментариев отказались и в управлении Федеральной налоговой службы по Свердловской области. В разговоре с «Облгазетой» пресс-секретарь ведомства Татьяна Корчак отметила, что «в связи с переходом на новую контрольно-кассовую технику большой группы предпринимателей не хотелось бы никого запугивать».
– Проверять киоски, соответствие ассортимента нужно обязательно, это должна делать местная власть, – говорит Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. – Если меньше газет и больше жвачки — тогда владелец платит штраф. И так вплоть до закрытия точки.
ДЕФИЦИТ КАЧЕСТВА
«В нынешнем столетии в России постоянно сокращались все возможные каналы доступа населения к печатной прессе, – говорится в отчёте Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций о состоянии прессы за 2017 год. – Для многих граждан, предпочитающих печатные издания электронным, а выверенное газетное слово – интернет-новостям, приобретение газеты ныне стало сродни погоне за дефицитом во времена СССР».
– Есть много способов бороться с «похоронной командой» тех, кто убивает нашу привычку читать газеты, кто искусственно отучает покупать прессу, – говорит Александр Оськин. – В регионах можно перенять опыт Москвы: департамент торговли столичного правительства каждый год утверждает обязательный список изданий (около 30), которые должны продаваться в газетных киосках. Я бы напомнил и распространителям, и местным властям о таком документе, как Доктрина информационной безопасности, подписанная Путиным. По этому документу качественная пресса, к которой относится «Областная газета», должна пользоваться специальной поддержкой и продаваться в киосках без препятствий. Все кругом говорят, что печать умирает, но это глубокое заблуждение. Я уверен, что в наших силах отстоять периодику и найти ей достойное место в розничной торговле.
От редакции: Контроль за исполнением постановления об ассортименте газетных киосков возложен на первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Орлова. В связи с этим предлагаем считать этот текст официальным обращением к Алексею Орлову о созыве совещания с единственным вопросом: почему свердловские газетные киоски препятствуют распространению местных газет, но пользуются льготами по земле и освобождением от использования контрольно-кассовой техники?
КОММЕНТАРИИ
Валентина Полуказакова, гендиректор Липецкой «Роспечати», стаж в отрасли – более 60 лет (один из примеров налаженной работы киоскёров и региональной власти, который приводят и в Минкомсвязи, и в СЖР, и в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. — Прим. ред.):
– Мы должны продавать газеты. Это железно. Как соль и спички, местная газета должна быть всегда в доступной продаже. Все до единого издания, какое бы ни вышло в свет, представлены в нашей сети. Это около 900 наименований периодики. Причём мы работаем до последнего покупателя — даже если у нас купили всего три газеты, мы не снимаем её с реализации.
В советское время мы не растеряли ни одного киоска, чем я очень горжусь. Печатная пресса у нас не умрёт. Это социально значимый продукт и я очень рада, что так считает наша региональная власть.
У нас, пожалуй, самая низкая в стране арендная ставка — от 2 до 12 рублей за квадратный метр газетного киоска. Нас проверяет местное Управление по делам печати, мы тоже работаем без кассовых аппаратов и отчитываемся о своей работе.
У нас, как и в Свердловской области, утверждается ассортимент сопутствующих товаров — но это около 30 процентов от общего объёма продаж. По большей части это детские книги, школьные хрестоматии, игрушки. Я считаю, что тесты на беременность и презервативы должны продавать аптеки.
Владимир Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России:
– Рынок печатной розницы в стране не развит. Это большая проблема для регионов: киоски быстро исчезают или на глазах перепрофилируются. К сожалению, во многих регионах не обращают внимания на эту ситуацию. Я уверен, что распространение печатной прессы сегодня нуждается в госсподдержке.
Сергей Салыгин, директор уральского филиала «Редакция «Российской газеты»:
– Мы давно сотрудничаем с «Роспечатью», работаем по стандартным договорам, у нас, как и у всех, предусмотрен возврат непроданных газет. За тем, чтобы он был оптимальным, следят обе стороны. Как таковых проблем во взаимодействии с «Роспечатью» у нас нет. Я думаю, они возникают в основном у новых изданий, выходящих на рынок. А мы работаем давно, и наших читателей, регулярно покупающих газету, киоскёры знают в лицо. Отсюда небольшой процент списания. При этом издателю сложно отследить, как его газета продаётся в отдельно взятых киосках. Когда мы обращаемся за такой информацией, нам говорят, что это маркетинговая услуга, и она платная.
В целом, по данным на 1 июля, из всего тиража ежедневной «Российской газеты», распространяемого на территории Свердловской области, более половины продаётся в розницу в газетных киосках и отделениях Почты России. В связи с этим мы считаем «Роспечать» своим серьёзным деловым партнёром. Что касается совместных с ними мероприятий по продвижению газеты, то в последнее время мы их не проводим — в виду низкой отдачи от вложенных средств.
Алевтина Трынова, Елизавета Мурашова
Источник: Областная газета