По распоряжению правительства России и согласно приказу Минкомсвязи в нашей стране с каждым годом должно становиться все больше нестационарных мест распространения газет, журналов и книг. Для этого нужно расширять сеть киосков. Но с павильонами для печатной продукции в Брянске беда.
Старожилы на птичьих правах
С начала 60-х годов прошлого века в Брянске самой широкой сетью по продаже газет и журналов были киоски «Союзпечати». Еще в середине 90-х годов на улицах города стояли около сотни узнаваемых бело-синих ларьков. Там всегда можно было купить свежий номер «Комсомолки», «Брянского рабочего», «Десницы» и десятки других газет, журналов и книг.
За 20 лет буйным цветом на улицах Брянска расцвели киоски с пирожками, шаурмой, забегаловки микрозаймов. А вот киосков с печатью в Брянске заметно поубавилось. Чем набить желудок, в Брянске всегда найдешь. Чем накормить мозг, – с большим трудом. Киосков с печатью и книгами в городе стало меньше почти в два раза - всего 60. Причем 42 из них стоят на муниципальной земле без официальной «прописки». А все потому, что депутаты горсовета попросту не потрудились включить их в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Это значит, что в ближайшее время все эти ларьки могут снести. Подрядчик «взял под козырек» исполнение постановления мэрии о сносе 8 павильонов. Один из киосков у остановки «Заря» на улице Красноармейской уже демонтировали. Следующим должны снести павильон у бежицкого универмага на улице 3-го Интернационала.
Если властям удастся полностью воплотить свой план, на весь Брянск останется всего 18 киосков! О каком тогда выполнении постановления правительства можно говорить?
Откуда такое рвение?
Мытарства брянских газетных киосков начались в 2012-м. Тогда у них закончился срок аренды земли. Раньше городские власти продлевали ее автоматически. Но тут вдруг отказались.
К этому времени у чиновников новая затея подоспела. Именно в 2012 году городские власти приняли Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Брянска. И решили очистить городские улицы от киосков. Якобы предприниматели ставят павильоны, где хотят, никаких законов конкуренции не соблюдают. Да и с интересами муниципалитета не считаются.
В мэрии разработали схему размещения нестационарных торговых объектов. Четыре года мучились ,и наконец, выдали проект.
Но работа оказалась настолько топорной, что получила кучу нареканий от уполномоченного по правам предпринимателей при президенте России в Брянской области, региональной торгово-промышленной палаты и местного отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Они чуть ли не в один голос заявляли: «Такой вариант решения проблемы не является оптимальным». Чиновники и на это махнули рукой. Мол, товарищи, будьте спокойны, ваши замечания учтем.
Но, по сути составители схемы только исключили из проекта упоминание о постановлении администрации Брянской области, которое утратило силу еще два года назад.
Спрятались за двусмысленные формулировки
Власти решили подчистить город от всех киосков. Но крайними почему-то оказались павильоны «Брянсксоюзпечати». Их потихоньку сносили и не узаконивали. Градоначальники заявили: хотите работать на прежних местах – выигрывайте аукционы. Вот тут начинается самое интересное. До аукциона «Брянсксоюзпечать» не допустили. Депутаты горсовета, которые разрешают включать павильоны в схему, отказали газетным киоскам, прикрываясь градостроительным анализом архитектурного надзора.
От ресурсоснабжающих организаций - газовиков, электриков, коммунальщиков и связистов к киоскам с прессой претензий нет. Отказы негласно мотивировали градостроительным анализом., в котором есть одна ловкая формулировка: «Размещение возможно, но при размещении НТО создаются помехи основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды, территории, на которой он размещается». Это то же самое, что казнить нельзя помиловать. Запятая ставится там, где удобно депутатам.
Получается, киоски с печатью создают помехи. А стоящие рядом, к примеру, микрозаймы – нет?
Чудны дела брянских градоначальников, а логика и тем более. Заставляя съехать газетные павильоны по формальным причинам: то они мешают подъехать к остановке, то, якобы, стоят на важных коммуникациях или на газоне, они тут же выставляют их места на аукционы. И выигрывают их вовсе не киоски с печатной продукцией.
Брянские предприниматели, выступающие за сохранение социально значимых киосков с печатной продукцией, снова обратили на это внимание руководителей города. Но шаурма, же пахнет вкуснее газетной краски…
Бюджет теряет деньги
Последние пять лет брянские общественники и предприниматели исправно пишут письма, ходят на приемы к главе города Хлиманкову. Просят не лишать город киосков с газетами-журналами и книгами.
- За последние пять лет в Брянске снесли около десятка киосков «Брянсксоюзпечати», - говорит издатель Виктор Киселев. – Целые микрорайоны, например 10-й, могут остаться без доступа к свежей прессе, художественной литературе, другим печатным изданиям.
Но, кажется, властям это глубоко безразлично. А распоряжение правительства? Ну, так с них же пока ничего не спрашивают…И чиновники перед предпринимателями округляют глаза и, стуча кулаком по столу, обещают снос киосков печати прекратить. На полгода наступает затишье. А потом власти тихонечко высылают грузовик с краном и увозят очередной павильон «Брянсксоюзпечати» на «ответственное хранение»… И выставляют владельцам киосков счета за свои «услуги» по 26 тысяч рублей плюс по 360 рублей в день за хранение.
Может быть, наши Главы таким образом пытаются наполнить казну? Странный способ. Из-за того, что киоски не включены в схему расположения нестационарных торговых объектов, бюджет города в год недополучает около 12 миллионов рублей.
Нам что не нужны деньги на улучшение питания школьников или дополнительные троллейбусы и автобусы, или ремонт парков?
А ведь «Брянсксоюзпечать» работает по-«белому», исправно платит все налоги. А еще здесь трудятся 150 брянцев. Причем в основном это женщины пенсионного и предпенсионного возраста.
- Мы сидим как на иголках, - вздыхает киоскер Светлана Ильницкая. – Покупатели очень за нас переживают, каждый день интересуются, не снесут ли киоск. А я не знаю, что и ответить. Чем помешали наши газеты, журналы и книги? Мы платим все налоги со своей зарплаты. Если нас уволят, не знаю кудапойти, кому нужны пенсионеры в штате… А для меня это едва ли не единственная возможность заработать лишнюю копейку и хоть как-то свести концы с концами.
Вот же она та самая полезная социальная нагрузка и ответственность для бизнеса, о которой твердят на всех уровнях власти.
Наверное, в Брянске очевидных, но невыгодных чиновникам вещей принято не замечать…
ЦИФРА
По постановлению правительства в таком городе, как Брянск, 1 киоск должен приходиться на 5880 жителей.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
- Для киосков нужно подобрать места, которые не нарушат никаких градостроительных норм,- сказал на встрече с директором «Брянсксоюзпечати» Юлианой Поповой глава города Александр Хлиманков. - Составить лоты и выставить их на аукцион. Без этого сегодня торговые места в городе предоставляться не будут никому. Выигрывайте и распространяйте печатную продукцию. Даже вошедшие в схему места, где уже стояли ваши киоски, по истечении срока выданных разрешений будут выставляться на аукцион. Все предприниматели на равных условиях могут бороться за право получить торговое место и продавать газеты и журналы. Приоритетов нет ни для кого из поставщиков.
А КАК У ДРУГИХ
В Москве все киоски строит сам город и отдает в аренду предпринимателям. Размещать ларьки с газетами стараются там, где они уже стояли более 10 лет. Киоски сделаны в едином архитектурном стиле. Для удобства покупателей площадь выкладки и витрин увеличена.
В Германии внешний вид киосков не менялся с конца 60-х годов прошлого века. Их устанавливают на парковках, в университетских кампусах, на вокзалах и даже в метро. Кроме газет и журналов в них можно купить еду.
В Англии для оформления киосков пригласили дизайнера Томаса Хэтэрвика. Газетные ларьки в форме купола с полностью открытой витриной стоят у выходов из основных станций метро.
В Японии, где выпускают сразу пять ежедневных газет, киоски можно найти повсюду, особенно много их в метро. Одни продают напитки и еду, другие – газеты и журналы. Многие из них интерактивные: покупатель вставляет купюру в специальный приемник, на сенсерном экране выбирает товар и получает его в лотке.
Елена Ракова
Источник: Комсомольская правда в Брянске