О ситуации с информационным полем Беларуси аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал директор, главный редактор Издательского дома «Звязда» Павел СУХОРУКОВ:
— Г-н Сухоруков, в глобальном информационном пространстве конкуренция между СМИ обостряется. Транснациональные медиагиганты вторгаются в информационное пространство отдельных стран. Вписались ли, на Ваш взгляд, белорусские СМИ в этот медийный мир?
— Раз мы существуем не одно десятилетие, значит, мы конкурентоспособны. Издательский дом «Звязда» включает в себя 11 печатных средств массовой информации. Одному из наших изданий, газете «Звязда», в прошлом году исполнилось 100 лет.
Да, мы вписались, хотя печатные СМИ переживают определенные проблемы, связанные с объективными причинами. Технологии развиваются — люди уже не так активно читают газеты и журналы, как это было раньше.
При этом у каждого СМИ в Издательском доме «Звязда» своя целевая аудитория: общественно-политические издания, литературная периодика, популярные журналы.
Развиваем ли мы электронные СМИ? У Издательского дома есть портал zviazda.by, где, в том числе, публикуется видеоконтент. Однако наши основные СМИ носят классический печатный вид.
Сегодня в мире наблюдается и обратная тенденция. Некоторые ведущие мировые печатные СМИ, которые прежде теряли свои тиражи, снова возобновляют их благодаря росту продаж.
В Беларуси говорить о существенном сокращении тиражей не приходится. Определенная корреляция происходит в части интереса к печатным СМИ, но у нас есть свой читатель, и мы бережем его.
— На Ваш взгляд, можно ли рассматривать национальное информационное пространство той или иной страны как суверенное и независимое?
— Можно, если обрезать интернет и закрыть границы. Тогда, наверное, можно создать внутригосударственный информационный продукт и кормить неким эрзацем свой народ. Но не будем говорить о странах, которые остановились в своем развитии. Россия и Беларусь к таковым не относятся.
Беларусь — один из лидеров в Европе по развитию высокоскоростного интернета и по легкости доступа к сети. Как в данном контексте создавать какой-то определенный информационный контент, который кардинально не соответствовал бы действительности и не отражал бы ее? Это невозможно. Человек зайдет на другой сайт и скажет: «Ты врешь!»
— Может ли государство защитить свое информационное пространство от fake news?
— Это вопрос этический. Я думаю, что да. Мои коллеги иногда становятся жертвами fake news. Большинство СМИ, возможно, просто покупается на это из-за желания быть первым, хайпануть.
Консерваторам, печатным СМИ в этом плане проще. Газета не выйдет, пока мы не проверим каждый факт. Или мы не выдадим в печать газету, пока хотя бы у нас не будет уверенности. Мы тоже люди и можем ошибаться, но мы хотя бы скажем «sorry». А интернет — это такая вещь, когда уже нет смысла извиняться, потому что один фейк сменился другим фейком, а про первый уже забыли. Поэтому защищать надо, но тут есть моральные, юридические и другие аспекты.
— В соседней Прибалтике укреплять свое информационное пространство решили посредством «закручивания гаек» — ограничили вещание «неудобных», прежде всего, российских телеканалов, завели уголовные дела на ряд русскоязычных журналистов, запретили въезд российским экспертам, мнение которых не вписывается в официальную позицию Вильнюса, Риги и Таллина. Как из Минска видится такая политика?
— Я когда-то работал главным редактором региональной газеты Гродненской области. У моего СМИ был подписан договор, и мы очень плотно сотрудничали в рамках проекта «Приграничье» с ведущей, как я считаю, русскоязычной газетой Литвы «Литовский курьер». Мы дружны лично с главным редактором и владельцем газеты Валерием Третьяковым.
Я бывал у него часто, он — у меня. Наш совместный проект — «Приграничье» — выходил сначала на страницах «Литовского курьера», теперь его публикуют в интернете на официальном сайте издания. Он посвящен проблемам приграничных территорий Беларуси и Литвы. Большая часть границы Гродненской области проходит по Литве. Множество граждан живет на этой территории, поэтому проблемы и информация о процессах, которые происходят в сопредельном государстве, интересны и литовцам, и белорусам.
В этом плане я знаю ситуацию. В плане проблем взаимоотношений я не эксперт. Например, в одной из соседних стран закрыли определенные социальные сети. Число пользователей снизилось, но для тех, кто хочет этими сетями пользоваться, существует масса вариантов получения информации.
Закроешь газету — человек будет читать ее в интернете, запретишь журналиста — все равно в интернете ты сможешь найти его статьи.
Если человек хочет получать информацию из конкретного источника, он имеет массу механизмов для этого.
— В Беларуси есть оппозиционные СМИ, общественные активисты различной направленности. Насколько велико, на Ваш взгляд, их влияние на общественное мнение в стране?
— Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо провести социологические исследования. Для печатных СМИ объективный критерий влияния — это тиражи, экономическая состоятельность. Насколько я знаю, все ведущие государственные белорусские газеты экономически прибыльны. По негосударственным у меня нет информации.
— Оппозиционные газеты тоже печатаются?
— У нас принято называть их негосударственными. По статистике их в разы больше, чем государственных. Они полностью подвержены существующим реалиям на рынке СМИ. Большинство выходит в печатном исполнении, часть, следуя тренду, уходит в интернет. Насколько я понимаю, в том числе из-за экономической составляющей.
Хорошо, что в Беларуси и в России есть понимание того, что людей невозможно ограничить в доступе к той информации, которую они хотят получать. Административные методы, наоборот, привлекают к ресурсам внимание.
Нельзя человеку в XXI веке указывать, что ему читать и смотреть. Это неэффективно и нецелесообразно.
— Какова должна быть информационная политика Беларуси в отношении негосударственных СМИ?
— Все журналисты — коллеги. Хотя мы по-разному смотрим на реальную действительность. У нас разные цели и задачи.
Но если человек профессионален и честен, не ангажирован и эффективно исполняет свою работу, то он будет пользоваться моим уважением вне зависимости от того, в государственной или негосударственной прессе он работает. Профессионализм и этика — это два понятия, которые должны быть в журналистике. Как только человек выходит за эти пределы, он должен отторгаться журналистским сообществом.
Баранова Юлия
Источник: RuBaltic.Ru