Из-за создания нового учебного заведения два вуза, которые готовили журналистов: Узбекский государственный университет мировых языков и Национальный университет Узбекистана - прекратили набор абитуриентов.
Шерзод Кудратходжаев согласился ответить на вопросы «Ферганы», но только письменно (поэтому случайных и сгоряча сказанных слов тут нет). Однако ответы г-на ректора вызвали у нас еще больше вопросов, на которые он, к сожалению, отвечать не стал. Поэтому мы вынуждены сопроводить некоторые ответы господина ректора своими комментариями.
- Чем обучение в новом вузе будет качественно отличаться от обучения на ликвидированных журфаках Узбекского государственного университета мировых языков (УзГУМЯ) и Национального университета Узбекистана (НУУ)?
- Учебные планы и предметы обновлены на 85%. Вместо одного направления «журналистика» мы открыли восемь: печатные медиа, телерадиожурналистика, интернет-журналистика, международная журналистика, спортивная журналистика, связи с общественностью, медиадизайн, медиамаркетинг и реклама и др. (Мы насчитали восемь направлений без «др.», поэтому возможно, что перечень неточный. - Прим. «Ферганы».)
Фактически у нас будет четыре специализированных факультета: интернет-журналистики и социальных сетей; печатных СМИ, международной журналистики и Public Relations; телерадиожурналистики - и развивающие их кафедры. (Перечислено пять направлений, но возможно, какие-то из них будут объединены. - Прим. «Ферганы».)
Обучение в новом вузе будет существенно отличаться не только от учебы в узбекистанских, но и в зарубежных университетах. Как можно убедиться из названия, это университет журналистики, т.е. специализированное высшее учебное заведение, которое будет целенаправленно готовить будущих специалистов непосредственно по родам СМИ. Сегодня никто в СНГ не выдает дипломы литературных сотрудников по специальностям «периодическая печать», «телевидение и радиовещание», «интернет»? Мы такого не помним. А новый вуз в Узбекистане сориентирован именно на это.
Журфаки в УзГУМЯ и НУУ не ликвидированы. В эти вузы не будет набора на первый курс, остальные студенты будут доучиваться. Так что метод конкуренции будет сохранен. (Это не так. УзГУМЯ и НУУ с этого года прекращают набор первокурсников, а значит, для узбекистанских абитуриентов, желающих учиться журналистике, новый Университет - монополист. - Прим. «Ферганы».
- В каких еще узбекских вузах были факультеты журналистики, и какова их судьба?
- В 1999 году закрыли отделение журналистики в Самаркандском университете, открытое за три года до этого. Там не было ни одного остепененного преподавателя по журналистике, равно как и удовлетворительной материально-технической базы. Желающие перевелись в Национальный университет и продолжили учебу здесь.
- Почему вообще решили сконцентрировать всех в одном вузе?
Шерзод Кудратходжаев (1974 г.р.) - ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций. Возглавляет Международный пресс-клуб Узбекистана. В 2000 г. работал в аппарате президента Узбекистана Ислама Каримова, а с 2000 по 2005 год - в пресс-службе главы государства, с 2005 до 2008 был пресс-секретарем премьер-министра Шавката Мирзиёева. Преподавал в Сингапурском институте развития менеджмента (Ташкент), возглавлял кафедру интернет-журналистики в Национальном университете Узбекистана (НУУ), заведовал кафедрой теории и практики печати факультета журналистики НУУ.
- Приоритет, отданный тому или иному вузу, объясняется тем, что так сегодня поступают страны, желающие прогресса: Россия (МГУ), США (Гарвард), Япония, Китай и др. Подобные университеты являются локомотивами прогресса. (Это не так. Названные г-ном Кудратходжаевым страны не стремятся к монополизации образования, не фокусируют свое внимание на одном университете, делая его «локомотивом прогресса». В рейтинге лучших университетов мира, по версии британского издания Times Higher Education, несколько университетов США, Японии, Китая и так далее. Из российских университетов в рейтинг вошел МГУ, но в России много достойных университетов. Вспомнить специальность, которой обучали бы в единственном российском университете, мы не смогли. - Прим. «Ферганы».)
- Как это сказалось на численности студентов?
- В сторону увеличения набора. Университет журналистики набирает в этом году минимум 160 студентов, а было 120. Пользуясь случаем, хочу сказать, что мы приглашаем студентов из Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Китая, Индии, Афганистана. Мы говорим им добро пожаловать. (По информации Уза.uz, Университет журналистики принимает в этом году 100 человек на бакалавриат, 30 - в магистратуру. 50 человек будет принято на заочное отделение, еще 6 мест выделено для тех, кто получает второе высшее образование. - Прим. «Ферганы».)
- Как скажется на качестве подготовки, на мировоззрении будущих журналистов страны то, что их будут обучать одни и те же преподаватели?
- У узбеков есть пословица – пять пальцев не равны друг другу. Не все наши преподаватели выполняют свои обязанности на должном уровне. Не многие считают нужным работать над продолжением самообразования. Считаю, что педагог всегда должен быть в теме, современным и креативным.
Но среди наших новых профессоров и преподавателей немало тех, кто закончил МГУ, СПбГУ или университеты дальнего зарубежья, защитили там же кандидатские и докторские диссертации. (В университетах дальнего зарубежья нет кандидатских или докторских диссертаций, там получают степень PhD. - Прим. «Ферганы».) В новый вуз мы наберем преподавателей только для первого курса. Потом в течение нескольких лет будем постепенно отбирать лучших. Для этого мы внедрили принцип портфолио. (Видимо, речь идет о «методе портфолио», который основан на самоконтроле и самостоятельной оценке эффективности получения образования. - Прим. «Ферганы».)
- Кого из зарубежных специалистов вы собираетесь привлечь к преподаванию в вузе, и почему именно их?
- Преподавателей из российских и турецких вузов, Южной Кореи, Индии, Германии, Казахстана и Кыргызстана. Мы уже подписали двухсторонние меморандумы с санкт-петербургским и московским университетами, наладили сотрудничество с университетами Газы, Хаджатеппе, Анкарский, Ибн Халдуна, а также со Стамбульским и Сельджукским в Турции, прорабатываются вопросы совместных проектов с университетами Южной Кореи, Китая, Индии. Причем сотрудничество как в плане обмена студентами, так и обмена профессорско-преподавательским составом по образовательным и научным направлениям. Мы будем проводить мастер-классы ведущих ученых Турции, России и других зарубежных стран. (Среди названных университетов есть исламские: Исламский университет сектора Газа, турецкий университет Ибн Халдуна. Вопрос, имело ли это значение при выборе университетов для сотрудничества и будет ли в новом Университете кафедра религиозной, исламской журналистики, остался без ответа. - Прим. «Ферганы».)
Вопрос приглашения конкретных зарубежных специалистов на стадии разработки. Приглашать будем тех, кто понимает проблемы современной журналистики и расположен сотрудничать с нами. Но поскольку никто пока не приглашен, говорить о персоналиях преждевременно. (Разговор шел в начале июля. - Прим. «Ферганы».)
- Какие новые для Узбекистана направления будут открыты в вашем вузе? Какие кафедры и отделения уже сформированы?
- Новые не только для Узбекистана, но и за его пределами. По направлению бакалавриата, как я уже говорил, это печатные медиа, телерадиожурналистика, интернет журналистика, международная журналистика, спортивная журналистика, медиадизайн, медиамаркетинг и реклама и др. В магистратуру также в этом году будет также набор по не существовавшим ранее специальностям: интернет-журналистика, медиаменеджмент, правовая журналистика.
- По каким учебникам и учебным программам будет преподаваться теория журналистики? Будет ли изучаться западноевропейская концепция медиа?
- Методические материалы учебного процесса только разрабатываются.-Можно сказать одно – мы учтем тот положительный опыт, который есть в СНГ и других странах. Но программы у нас будут свои. Насколько и как они будут отличаться от вузов других стран – увидите через год, различия будут существенными.
Западноевропейские концепции журналистики изучаются в Узбекистане уже давно, и мы не собираемся это останавливать. Другое дело, что теперь более широко будут изучаться и восточные модели. («Западная модель» журналистики подразумевает примат фактологичности над интерпретацией, ответственность медиа перед обществом, а не перед властью. Что такое «восточная модель», г-н Кудратходжаев не стал объяснять. - Прим. «Ферганы».)
- Будет ли решаться проблема трудоустройства выпускников?
- Важнейшим направлением деятельности университета будет практика студентов, начиная с первого курса. Отчеты по практике за каждый семестр, защиты выпускных работ и магистерских диссертаций будут принимать практики, которые смогут уже на этих этапах отобрать для себя наиболее способных. Мы имеем соглашения с «TRT Avaz» и «TRT World», куда планируем направлять наших студентов на практику. Эта телерадиокомпания имеет 1,5-миллиардную аудиторию и тесно сотрудничает с ВВС, Al Jazeera и другими мировыми компаниями.
В Узбекистане существует централизованная правительственная программа трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Многие студенты работают уже со второго-третьего курсов, остальным, конечно же, поможем..
- Какие СМИ вы читаете сами, откуда черпаете информацию о событиях в стране и за рубежом?
- В основном, это телевидение и интернет-СМИ. У нас в Международном пресс-клубе есть специальная группа, которая готовит каждый день «пресс-клиппинг» - подборку самой интересной информация на различные темы из международных и национальных масс-медиа, и я её читаю.
- Какие СМИ Узбекистана вы считаете наиболее интересными в настоящее время?
- Какие интересные… Я считаю, что, наверное, лучше ставить вопрос, какие не интересны. В Узбекистане сегодня идет бурный рост, даже в каком-то роде акселерация узбекских СМИ. Развиваются новостные издания, нишевые телеканалы и интернет-ресурсы. Каждый новый медиаресурс, например, избирает свой стиль и формат, ранее не присутствовавший на медиарынке страны. Мне нравится anhor.uz, очень оригинальный формат, издатели нашли свою нишу, хорошо работает daryo.uz. Если kun.uz - лидер среди узбекскоязычных СМИ, то gazeta.uz - фаворит общественного мнения среди изданий на русском языке.
- Как вы относитесь к критическим по отношению к власти материалам в СМИ? Как будете разъяснять студентам значение таких материалов?
- Why not, почему нет? Если критика конструктивна и полезна. Особенно сейчас, когда в Узбекистане идут реформы. Критические материалы помогают изменить жизнь людей к лучшему, рассказать об их проблемах, достучаться до высоких кабинетов.
Но критиканский настрой – независимо, к власти, фирме или соседу – не наш стиль. На Востоке принято жить толерантно и гармонично. Бесплодность развития через противостояние (так называемая бинарная оппозиция) уже давно разъяснил русский ученый Н.С.Трубецкой, его идея хорошо развита современными постмодернистами. Сейчас мир и Узбекистан вступил во времена бинарной харизмы – это когда два субъекта развивают и дополняют друг друга. Мы будем помогать студентам понимать принципы конструктивного анализа и двигаться вперед с помощью мягкой силы, а не через противостояние и конфликты. (Мы не поняли, что такое «мягкая сила» в журналистике, но г-н Кудратходжаев отказался пояснить, что имел в виду. - Прим. «Ферганы».)
- Есть ли сегодня в Узбекистане цензура?
- Нет, как бы противоречиво это ни было воспринято читателями. Я не слышал, чтобы кто-то что-то запрещал журналистам или указывал им. Особенно сейчас.
- Что опаснее, на ваш взгляд, - цензура или самоцензура? Как искоренять и то, и другое?
- И то, и другое противоречит свободе слова, но всегда ли право само свободное слово?! Страны, гордящиеся многовековой демократией, решительно цензурируют сообщения, например, при сообщениях с театра военных действий или когда происходят чрезвычайные происшествия. Самоцензура, если это самоконтроль, и вопрос больше в этической плоскости, - не всегда плохо. Русская пословица «поспешай медленно», или «Москва не сразу строилась», поучительна. Внутренний страх – другое дело, его надо преодолевать. В наших журналистах, наверное, развилась именно самоцензура, как запрет или боязнь обращения к тем или иным темам, что отрицательно сказывается и на имидже страны. Я бы призвал журналистов ломать этот внутренний ценз и открываться новым темам, формам, методам подачи информации.
Профессионализм очень важен. При подготовке серьезного материала, поднимающего острую и злободневную тему, журналист проходит через многие жернова. Он мучает себя, он работает над собой, он должен знать законы, нормативно-правовую базу, изучить вопрос от и до… Не каждый сейчас таков наш брат. Несомненно, для этого нужно время, сейчас период именно таких изменений.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем поздравлении, посвященном профессиональному Дню работников печати и средств массовой информации 27 июня, отметил: «В целях совершенствования системы подготовки современных кадров для средств массовой информации мы недавно образовали Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Всестороннее изучение достижений в области СМИ, научно-теоретических основ журналистики и современных медиатехнологий будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров на уровне международных стандартов».
Спустя всего лишь 34 дня с момента подписания президентом постановления о создании Университета журналистики и средств массовой коммуникации Узбекистана, главой государства ставятся важные и системные задачи перед новым университетом. Это почетно, и вместе с тем накладывает большую ответственность. При этом президент твердо ставит особый акцент на то, что средства массовой информации должны стать четвертой властью в реальности, а не голословно.
- Президент требует от журналистов писать на острые темы, критиковать чиновников. А можно ли критиковать самого президента?
- Сегодня в Узбекистане сложилась самая благоприятная атмосфера для критических материалов. Страна переосмысливает многое, быстро идут преобразования во всех сферах. За короткий срок Узбекистан сделал очень многое. Надо содействовать реформам. Той же самой журналистской статьей или телероликом можно помочь президенту увидеть нужную проблему. Это практичнее. Если глава государства начинает кардинальные преобразования, то почему бы его не поддержать?! Президент Узбекистана сам много работает, мотивирует, выступает инициатором реформ. В любом обществе и в любой стране есть определенная прослойка людей, которая любит критиковать. Отмечу, что критике подвергались в свое время и Ганди, Черчилль, Рузвельт, Тэтчер. Мы считаем, что лучше вместе строить новое, демократическое общество. И у нас это получается.
Источник: ИА Фергана