О критичном падении на рынке печатных СМИ сегодня не говорит разве что ленивый. Но, несмотря на громкие прогнозы по умиранию газет, в регионе продолжает существовать бизнес по их изготовлению — полиграфический.
О том, как выживают местные печатники и на что они надеются, мы поговорили с генеральным директором газетной типографии «Прайм Принт Челябинск» Юрием Лифановым.
Достигли ядра
— Юрий Николаевич, как сегодня выглядит региональный рынок газетной печати?
— Его делят между собой несколько типографий. Самая крупная по мощности типография — «Прайм Принт». Мы печатаем 110 наименований газет практически еженедельно, это 55-60 % всей печатной прессы в регионе. Оставшаяся часть рынка поделена между Челябинским домом печати, Магнитогорским домом печати и типографией «Стандарт». Есть еще несколько небольших типографий, которые печатают одну-две газеты, но основной объем печати распределен между четырьмя названными типографиями.
— Значит, этот сегмент постепенно монополизируется?
— Я бы не назвал это монополизацией. Происходит естественный процесс перераспределения долей на рынке. Так, типография, теряя (из-за проблем конкретных СМИ) объемы заказов, вынуждена делать предложения другим газетам. К примеру, за последние пять лет количество заказчиков в типографии «Прайм Принт» выросло на треть, но в это же время закрылась типография «Еманжелинский дом печати», не выдержав конкуренции, и часть заказов, которые она брала в свое время на себя, перетекли к нам.
Я также не исключаю дальнейших банкротств типографий на Южном Урале. Реальность такова, что сжимается «шагреневая кожа» печатных СМИ и рынок перекраивается. Но это не движение к монополизации. Монополии возникают на растущем рынке, когда более сильные игроки перехватывают доли в наиболее выгодных сегментах и уступают в наименее выгодных и так далее. А мы говорим о сжимающемся рынке, на котором, как известно, выживает сильнейший.
— Печатный бизнес, как и любой другой, сильно зависит от своего заказчика. Как вы оцениваете ситуацию в печатных СМИ области?
— Рынок печати в Челябинской области пришел к стадии некой стабилизации после падения. Можно сказать, что движение вниз в этом сегменте достигло ядра, или, если вы настроены более пессимистично, дна. Но рынок все же сохранился. В этом отношении показателен пример, когда пять лет назад мой предшественник в этой должности Денис Антонов сказал в интервью, что как раз через пять лет прессы в текущем виде не будет. А будет сильное падение, в регионах останутся по два-три сильных игрока и так далее. То есть он прогнозировал довольно серьезные изменения. Но я вам скажу: за эти пять лет серьезных потрясений на региональном рынке прессы не произошло. Скорее, это «косметические» изменения, радикальных падений газетных тиражей (за исключением бесплатных газет) не случилось.
— И все-таки какие это изменения?
— Почти все ежедневные газеты стали еженедельниками. Функцию оперативного донесения информации давно взяли на себя новостные сайты, оставив газетам аналитику. Сейчас в Челябинской области примерно из 40 газет, наверное, пять имеют более одного выпуска в неделю. Это первое.
Второе— сокращение полосности. Пресса по-прежнему остается достаточно эффективным рекламоносителем, но для таргетированной (узконаправленной) рекламы. По этой причине в газете ее становится меньше. А снижение объемов рекламы приводит к сокращению полосности. Есть еще один момент — тренд на уменьшение форматов. Многие издатели в целях экономии бумаги уходят от традиционного размера газеты, «подрезая» листы и формируя предложение из целого ряда «субформатов».
Каких-то иных значимых для сегмента в целом негативных трендов я не вижу. Наоборот, пресса развивается в сторону увеличения количества фотографий, причем цветных, потому что хорошие редакторы понимают, что современный человек любит глазами. Плюс редакторы все больше продвигают свой продукт в интернете.
Кстати, Челябинская область по ситуации в печатных СМИ, скажем так, на хорошем счету. Отчасти это связано с особенностями челябинского бизнеса, более консервативного по сравнению с тем же екатеринбургским. Здесь газеты как средство коммуникации и донесения рекламной информации задержались на достаточно долгое время. Вторая причина связана с политикой областных властей. И предшествующее руководство региона, и нынешнее достаточно много внимания уделяют печатным СМИ. Еще одним плюсом стало и то, что в регионе много талантливых медиаменеджеров. Но, конечно, определенные тормозящие процессы и у нас происходят.
— Если газеты ищут новые подходы к читателю, к примеру, через какие-то постпрессовые бонусы, или продвигают себя через интернет-каналы, то как конкурируют полиграфисты?
— В основном ценой и качеством услуг. А тренд на бонусы на самом деле есть. В Челябинской области, может быть, это не так заметно, но у меня есть коллеги в типографии «Прайм Принт Москва», которые работают со всяческими постпрессовыми «наворотами». К примеру, когда к газете прикладываются косметические пробники, вкладываются листовки, печатаются суперпанорамы, превращающие газетный разворот практически в постер. Иногда делаются лотерейные розыгрыши с помощью газеты. В Челябинской области пока нет востребованности данного продукта. Как, кстати, и запроса на печать журналов, это все-таки прерогатива федералов. А вообще, мы, полиграфисты, при наличии рыночного запроса готовы отреагировать на все что угодно. Просто запрос на новинки в регионе сейчас очень слабый или его нет вообще.
С бумагой все-таки напряженка
— Что самое дорогое в производстве газеты?
— Однозначно бумага. В структуре расходов на печать газеты она составляет ключевую долю — не менее 60 % от затрат. В этом году бумага, которую мы используем, подорожала на 4 %, в прошлом — на 17 %. В следующем году мы ожидаем новый скачок цен на бумагу, по экспертным оценкам, ценник вырастет на 15-25 %. Производителя бумаги тоже можно понять: сегодня экспортировать продукт, к примеру, в Китай, Индию, ему намного выгоднее, чем продавать его на отечественном рынке. За рубежом за бумагу предлагают более высокую цену — на 25-30 % выше, чем в России. Конечно, государство каким-то образом будет сдерживать этот рост, но пока что есть, то есть.
Второе и третье место в производственных затратах принадлежит расходным полиграфическим материалам (офсетные пластины, краска, химия) и заработной плате. Также заметную долю в расходах занимает и электроэнергия. Полиграфическая машина очень энергоемкая. Плюс ко всему типография работает круглосуточно, а ночью нужно освещение, что добавляет расходов.
— Есть ли вероятность, что в ближайшем будущем газетное производство полностью перейдет на цифровую печать?
— Пока в нашем производстве офсет цифрой не заменить. Да, есть примеры «цифровых» газет, и даже у нас в регионе. Так, в Локомотивном, бывшем ЗАТО на юге области, местная газета выходит в цифровом исполнении, то есть напечатана на высокоскоростном принтере. Само собой, у нее очень небольшой тираж — 500 экземпляров. При офсетной печати в силу технологических особенностей нецелесообразно печатать малые тиражи, до 1000 экземпляров. Самыми эффективными в производстве являются газеты тиражом более 100-150 тысяч экземпляров, но сейчас такие, увы, большая редкость.
— И все же, несмотря на падение тиражей печатной прессы, сокращение доходов от рекламы, вы не прогнозируете умирания газет и газетного производства в ближайшем будущем?
— Типографии, заточенные на производство газет, к примеру, такие, как наша, скорее всего продолжат работать в этом сегменте. Другие типографии, возможно, будут использовать иные резервы для заработка. В частности, уже сейчас Челябинский дом печати выпускает книги, бланочную продукцию, блокноты. Действительно после модернизации газетные типографии способны уходить в печать иной продукции: буклеты, этикетки и прочее, однако для этого нужны инвестиции. Но я искренне верю, что у газет есть будущее. И уверен, что их будущего хватит и на век газетных типографий.
Елена Подольская
Источник: Южноуральская панорама