Так, Rambler Group может потратить на него около 11 млн руб. единоразово и еще около 1,4 млн руб. ежегодно. Оценки могут быть занижены, для более крупных компаний затраты могут достигнуть почти 1 млрд руб., не исключают эксперты.
Минкомсвязь направила на оценку регулирующего воздействия в Минэкономики проект приказа (есть у “Ъ”) о требованиях к оборудованию и программно-техническим средствам, которые организаторы распространения информации (ОРИ) должны будут использовать для реализации «закона Яровой». Под действие приказа попадут мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств и другие онлайн-сервисы, зарегистрированные в реестре ОРИ Роскомнадзора: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс», Rambler, Mail.Ru, Snapchat, Telegram и другие. В соответствии с постановлением правительства, принятым 28 июня, они должны хранить записи разговоров, сообщения, изображения, видео и другие данные пользователей в течение полугода и предоставлять их по требованию служб безопасности.
Дополнительные затраты на «закон Яровой» интернет-компаний с 500 тыс. активных пользователей составят около 20 млн руб., следует из документа. Минкомсвязь приводит в пример оценку затрат Rambler Group: 10,9 млн руб. разово, а также 120 тыс. руб. в месяц. В эту сумму войдут расходы на увеличение серверного парка, коммутаторы, программно-технические средства оперативно-разыскных мероприятий и разработку софта. Расчет стоимости основан в том числе на данных разработчика решений систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) «Норси-Транс». Так, цена отдельного аппаратно-программного комплекса для хранения информации составит от 3,5 млн до 18,3 млн руб., тогда как модуль, установленный поверх уже существующих информационных систем компании, будет стоить от 750 тыс. до 1,8 млн руб. Исходя из этих расчетов, Минкомсвязь полагает, что интернет-компании «могут быть готовы приступить к выполнению требований о хранении информации».
В Минэкономики вчера сообщили “Ъ”, что документ поступил и «заключение к нему будет подготовлено в начале августа». В Минкомсвязи, Rambler & Co, Mail.Ru Group и «ВКонтакте» отказались от комментариев, в «Яндексе» не ответили на запрос. По данным Mediascope, месячная аудитория проектов «Яндекса» в июне 2018 года составила 24,2 млн россиян 12–64 лет, «ВКонтакте» — 16,9 млн, «Одноклассников» — 8,8 млн, главной страницы Rambler — 2,2 млн.
В июне 2017 года Mail.Ru Group оценивала разовые капитальные расходы группы на реализацию требований «закона Яровой» в $1,2–2 млрд и дополнительные ежегодные операционные расходы в $80–100 млн. Даже по расценкам «Норси-Транс» для компании такого уровня разовые расходы составят почти 1 млрд руб., считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Очевидно, что для Rambler Group расходы будут меньше, поскольку у нее меньше пользователей, но в целом оценки Минкомсвязи по затратам онлайн-сервисов на исполнение закона занижены, считает эксперт.
Проект приказа Минкомсвязи не соответствует требованиям закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и противоречит законодательству об оперативно-разыскной деятельности, считают эксперты рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при правительстве РФ. Проблема в определении программно-технических средств, о которых идет речь в проекте приказа, считают эксперты: по сути, это те же самые СОРМ, которые используют операторы связи. Однако в законе об «Оперативно-розыскной деятельности» записан прямой запрет на использование неуполномоченными юридическими лицами специальных технических средств и интернет-компании в число таких лиц не входят, напоминают эксперты в заключении рабочей группы, направленном в Минэкономики (есть у “Ъ”). «Для интернет-компаний, в отличие от операторов связи, законодательно не закреплены условия лицензирования и применения СОРМ, которыми, по сути, в проекте приказа называются программно-технические средства»,— согласен Карен Казарян.
Юлия Тишина
Источник: КоммерсантЪ