Одни считают, что люди зарабатывают деньги, и в этом нет ничего постыдного, другие критикуют блогеров за «продажность».
О блогерах как явлении и эффективности их участия в политических роликах «Актуальные комментарии» побеседовали с политологом Андреем Колядиным.
— У меня странный взгляд на современную внутреннюю политику. Я, в отличие от многих моих коллег, считаю, что внутренняя политика как таковая умерла. Она не существует в виде институтов гражданского общества. Партии по своей сути не объединяют своих сторонников и не защищают их интересы. Также остальные институты гражданского общества за исключением религиозных организаций, которые имеют обыкновение чудить и не к Богу вести, а зарабатывать деньги.
Все это в совокупности создает некую общественную организацию, в которой обычные прописанные в учебниках законы не действуют. В связи с этим слаба журналистика — каждое издание выражает интересы своего работодателя.
На том этапе, пока было равноправие мнений и было большое число работодателей, представлявших различные политические интересы, это было не так страшно, потому что человек либеральных мнений всегда мог найти изрядное количество газет и журналов, которые выражали бы его интересы. А человек радикальных мнений тоже мог их найти.
Потом этот мир схлопнулся до «наших» и «чужих» — остались только «наши», которые защищают интересы россиян, исходя из тех идеологем, которые проходят от правительства. В итоге появились целые социальные группы, которые либо не могут найти свое СМИ, либо число СМИ для них ничтожно мало.
Здесь произошла некая замена — появились независимые телеграм-каналы, в которые можно писать как правду, так и ложь. Они получили невиданный размах. Многие телеграм-каналы имеют аудиторию как у СМИ.
Появились и блогеры, которые, не скрываясь, придерживаются каких-то своих политических и социальных взглядов — к ним пришли те, кто не нашли свои ориентиры в СМИ. Либо это блогеры, к которым пришли только потому, что они просто яркие. Пример — Варламов.
Эта сфера стала развиваться. Государство также пытается ее модерировать. Возникают ситуации, когда какого-нибудь блогера берут за жабры правоохранительная система и пытается встроить его в общую концепцию развития нашего общества. Если это произойдет массово и блогеров задавят, то появятся какая-то другая реальность — скажем, телеграм-каналы могут набрать не тысячную, а миллионную аудиторию.
Блогеров привлекают и в политкампании. Но здесь нужно учитывать аудиторию. Если блогер рассказывает о кроликах и больше не о чем и собирает вокруг себя аудиторию любителей кроликов, то выходить туда с рекламой супа из кроликов, наверное, не стоит.
Должны быть некие адаптационные меры, которые позволят донести через информативный канал желаемые идеи. Все зависит от работы с контентом — если контент правильно адаптирован под аудиторию канала, то он будет очень эффективен. Если неправильно, то это будет выглядеть жутким диссонансом и принесет лишь вред.