Доклад Роспечати: телевидение остается главным средством массовой информации в РФ

Телевидение остается главным средством массовой информации в России, а просмотр телепрограмм — самой массовой практикой медиапотребления. При этом растет техническая оснащенность домохозяйств различными медийными устройствами.

Об этом говорится в ежегодном отраслевом докладе «Телевидение в России в 2017 году: состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленным Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

ОСНАЩЕННОСТЬ ДОМОХОЗЯЙСТВ

Важнейшей характеристикой медийной среды домохозяйств является технология приема телеканалов. По оценке аналитического центра НСК, почти половина домохозяйств в городах РФ используют цифровые способы приема телевидения хотя бы на одном телевизоре.

В большинстве случаев цифровое телевидение приходит в дома россиян как услуга провайдеров платного телевидения, которые предлагают различные технологии доставки цифрового ТВ – спутниковое, цифровое кабельное ТВ или IPTV. По данным «TMT Консалтинг», уровень проникновения услуг платного телевидения в 2017 году достиг 75%, в целом же 72% абонентов платного телевидения используют цифровые технологии доставки.

Наиболее ощутимым результатом цифровизации телевизионной доставки является рост числа телеканалов в семьях россиян, говорится в докладе. Так, в 2017 году в городских домохозяйствах было доступно в среднем 64 телеканала. Количество телеканалов в домах городских жителей России за последние четыре года увеличилось в среднем на 20 телеканалов.

Технология доставки и приема телеканалов оказывает влияние на объемы телепросмотра и выбор телеканалов. Так, в наиболее современной технологической среде – IPTV и цифровой кабель, где зрителям доступно большее число разнообразных телеканалов, — объемы телепросмотра в среднем выше, но аудитория более фрагментирована, рассеяна по большему числу телеканалов.

На объемы телесмотрения и выбор каналов также оказывает влияние число телевизионных приемников и их функциональные характеристики: чем больше в домохозяйстве телевизоров, тем больше там смотрят телевизор. В 2017 году чуть более половины (53%) городских домохозяйств имели один телевизор, примерно треть семей (31 %) — два, и 16 % — три телевизора и более. В целом это распределение, как и численность домашнего парка телевизоров, на протяжении последних восьми лет практически не меняется. Однако постоянно идет процесс обновления парка: старые телевизоры постепенно заменяются более современными моделями.

Высокое проникновение Интернета также влияет на показатели популярности телевидения. В российских городах на протяжении последних трех лет количество домохозяйств с доступом к фиксированному Интернету остается на одном уровне (74%). Практически все городские семьи, которые хотели и могли подключить Интернет, уже сделали это. В домохозяйствах без доступа (26%) чаще всего проживают одинокие пенсионеры или пожилые семейные пары (54% таких домохозяйств), люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума, или же семьи, проживающие в частных и малоквартирных домах, где подключение к Сети реже проводится централизованно.

В 2017 году 75% домохозяйств были оснащены компьютерными устройствами, а в 12% семей в наличии имелись все три вида компьютерных устройств – стационарный компьютер, ноутбук, планшет. Самым распространенным компьютерным устройством в городских домохозяйствах в 2017 году, как и три года назад, был ноутбук, причем по сравнению с 2014 годом доля домохозяйств, оснащенных ноутбуками, выросла на 5%. Доля семей, имеющих стационарный компьютер, наоборот, чуть снизилась (с 44 % до 42%). Наиболее существенно по сравнению с 2014 годом увеличилась доля домохозяйств с планшетами (с 26 % до 32 %).

ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЕ

По данным социологических опросов, более 80% взрослого населения РФ смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и две трети делают это каждый день. Вместе с тем опросы показывают, что, во-первых, разные возрастные категории в разной степени вовлечены в телепросмотр и, во-вторых, ежедневная аудитория телевидения постепенно сокращается. Это следствие того, что медийная оснащенность домохозяйств с каждым годом становится все более «цифровой» и насыщенной медийными технологиями, считают эксперты.

Несмотря на массовое распространение Интернета и растущую популярность новых медиа, средние показатели телепотребления среди населения России остаются довольно высокими по сравнению с общемировыми, говорится в исследовании Роспечати. По среднему показателю телепотребления Россия обходит другие страны. Если в Европе один человек в среднем тратит на просмотр телевизора 3 ч. 54 мин., то в России — 4 ч. 02 мин.

Высокие показатели телепотребления обеспечивается представители старших поколений, которые смотрят телевизор с каждым годом все больше, компенсируя снижение популярности ТВ среди молодежи. Телепотребление россиян стабильно росло с 2014 года и в 2016 достигло рекордно высокого показателя – 4 ч. 8 мин. Однако в 2017 году, впервые за последние три года, телезрители стали меньше смотреть телевизор: среднесуточный объем телепотребления снизился на 6 мин. в сутки (до 4 ч. 2 мин.).

Наиболее заметно снилась телевизионная активность зрителей среднего возраста, они смотрели телевизор в 2017 году на 15 мин. меньше, чем год назад. Заметно уменьшилось телесмотрение и среди детей от 4 до 10 лет. Среди мужчин телесмотрение сократилось чуть больше, чем среди женщин.

По мнению авторов доклада, прежнее определение телевидения и телевизионной аудитории не отражает реалии современных телезрительских и индустриальных практик, что актуализирует запрос на переопределение телевидения как медиа и его границ как бизнес-сегмента.

В российской медиаиндустрии для обозначения новых границ телевидения и телерекламного бизнеса стал использоваться термин Big TV («большое телевидение»). Концептуально он описывает контент телеканалов, независимо от среды и платформы его дистрибуции, времени и способа его потребления и экрана, используемого для его просмотра. Принцип доступности контента в любое время и в любом месте делает аудиторию современного телевидения (или «большого телевидения») чрезвычайно фрагментированной. Это серьезно затрудняет задачу измерить и монетизировать эти просмотры.

Согласно оценкам аналитического центра НСК, основной объем аудитории приходится на традиционное линейное телепотребление. Недельная аудитория традиционного телевидения составляет 96% городского населения, и эта аудитория создает основной объем телепотребления — 84 %. Еще 2 % телепотребления генерируется просмотром телевизора вне дома.

«Нелинейный телепросмотр» на регулярной основе практикуют 38% городского населения. В общем объеме телепотребления на все альтернативные способы телепросмотра приходится в целом 16%. Наибольший объем при этом генерируется нелинейными формами телепросмотра – 12 %, и только 2 % добавляет к телепотреблению линейный просмотр телеканалов на компьютерных экранах (через OTT).

Значительный объем «нелинейного просмотра» приходится на молодежь, которая все меньше смотрит телевизор. Чем моложе зрители, тем больше доля новых форм в их телепотреблении: среди молодых горожан (15–34 года) она составляет уже почти четвертую часть (24%), в то время как в группе самых старших телезрителей (55–64 года) — только 6 %.

Таким образом, интерес к телевидению среди молодежи сохраняется, но реализуется иначе — в новых, современных формах просмотра, говорится в отчете. Вместе с этой неучтенной аудиторией телеканалы теряют рекламный инвентарь и деньги рекламодателей, которые уходят в Интернет.

Создание адекватной меняющимся привычкам телепотребления системы измерений и технологий монетизации телеконтента во всех средах и на всех экранах — ключевая задача телевизионной индустрии, решить которую можно лишь на основе консолидации, договоренностей и согласованных действий всех заинтересованных участников рынка, заключают эксперты.

Полная версия доклада доступна здесь.

Пиджуков Андрей

Источник: Telesputnik.ru