Одновременно редакции стремились запастись еще и связями, покровительством, доступом в нужные кабинеты. Хотя вряд ли это срабатывало.
На Западе складывается новое отношение к редакционному совету, которое может дать пищу для размышлений и российским редакторам. Изменения связаны с развитием модели membership, когда читатели не платят за подписку, а поддерживают СМИ пожертвованиями и за это получают членство в клубе с разными бонусами.
Особо богатых и влиятельных читателей приглашают в совет (board), который совмещает функции редсовета и попечительского совета.
Например, у новостного портала VT Digger в штате Вермонт, США, в редсовет входят 14 человек. Не все они богачи, но суммарно вносят на поддержку портала 100 тысяч долларов, что составляет 8 % от годового дохода этого СМИ. Не менее важная функция совета — укреплять репутацию СМИ и тем самым продвигать его среди других инвесторов и доноров. Доходы клубной модели структурированы: пожертвования дают как частные лица, так и компании или фонды. Для них важны ориентиры, важны фамилии тех, кто поддерживает это СМИ, причем не формально, а деньгами. В результате в бюджете того же VT Digger корпоративное спонсорство приносит 390 тысяч долларов, или 32 % дохода.
Так клубная модель позволяет переформатировать работу не только с читателями, но и с попечителями, и с «рекламодателями». Члены редакционного совета делятся со СМИ деньгами, но главное — репутацией, которую затем можно конвертировать через сбор пожертвований с других богатых приверженцев или компаний.
Члены редсовета что-то должны получать взамен. Помимо престижной роли члена совета, СМИ может представлять членов совета или их компаний на всех своих мероприятиях, оказывать им медийную поддержку. Разумеется, всегда возникает вопрос о балансе между независимостью и информационной поддержкой спонсора. Но как раз через формальное членство в совете и прописанные правила такие вопросы решать легче.
Андрей Мирошниченко, медиаэксперт
Источник: ЖУРНАЛИСТ