ПРЕДЫСТОРИЯ
Все началось со стихотворений в районную газету, потом — районное телевидение, региональное ТВ, информационное агентство. Дальше — переезд в Москву и работа в Департаменте по работе с независимыми местными и региональными СМИ.
Мои друзья — медийщики, аудитория в соцсетях — журналисты, главные редакторы и владельцы СМИ. В июле 2015 года написала пост в Facebook с вызовом:
«Если пост соберет сто лайков, создам для вас канал».
Пост собрал больше трехсот — обещания нужно выполнять.
Так появился Breaking Trends — канал про чрезвычайные медиатренды.
Решила, что моей аудитории будут интересны подборки новостей о СМИ, успешные кейсы, лайфхаки, обзоры иностранной и региональной прессы. После поста в Facebook сразу пришли 200 человек. С тех пор борюсь за медийную аудиторию. Борьба за внимание самых информированных бонз — каждодневный труд. Когда твой канал никто не знает, кроме 200 друзей в FB, ты должен быть в курсе всех событий 24 часа в сутки.
Первую тысячу читателей набрала к 15 сентября 2016 года. За это время размещала рекламу канала 17 раз. Потратила 5300 рублей. Самая дорогая реклама стоила 3000 рублей. После первой тысячи читателей набор подписчиков стал стремительнее.
ИНСТРУМЕНТЫ РОСТА КАНАЛА
ПОПАДАЙТЕ В ПОДБОРКИ. После того как канал пересек рубеж в тысячу человек, он стал попадать в подборки, которые давали новых подписчиков. Это успешный инструмент. Если эксперт не делает «подборку ради подборки», то он внимательно ищет свежие каналы с захватывающим контентом. Так и происходило с Breaking Trends.
ДЕЛАЙТЕ ВП.
В мире телеграмщиков существует сокращение из двух букв «ВП», что означает «взаимный пиар». Это когда ты рекомендуешь канал, а в ответ автор другого канала рекомендует тебя. У меня такие ВП приносят до 200 человек.
Обычно взаимный пиар делают каналы с примерной аудиторией и тематикой. Если канал о машинах, а вы пишете о красоте, то это неэффективный взаимный пиар. Надо понимать, что паблики в соцсетях перешли в Telegram и создали каналы с огромной аудиторией. KPI такого обмена для вас будет низким, потому что вместо аудитории, которая интересуется медиа, вы получите, например, школьников, которые интересуются группами «Подслушано».
ТРАНСЛИРУЙТЕ ГРОМКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Читателям нравятся трансляции громких медиамероприятий. Для автора канала это трудоемко, но для аудитории безумно интересно. Я их понимаю: читатели получают уникальный контент прямо в свой телефон. Им не надо ждать, когда выйдет статья в СМИ о мероприятии. Одна трансляция такого события может принести от 10 до 300 читателей.
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ С КОНТЕНТОМ.
Это важно, потому что тренды меняются. Если пишете про медиатренды, то нужно чувствовать потребности читателей именно в этом.
Летом людям нравились посты-подборки с пятью интересными материалами из мира медиа. Вскоре аудитория устала от этого, подборки засорили многие каналы. Тогда поменяла подачу контента и делаю подборки 2-3 раза в месяц.
«ШАРЬТЕ» КАНАЛ В СОЦСЕТЯХ.
В Telegram приходят из популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram. Об этом не надо забывать.
Организовала розыгрыш #BreakingBooks совместно с издательством «АСТ». Суть: расскажи, почему читаешь канал, получи набор полезных книг. В итоге подарила два набора книг победителям и пять книг — самым активным. Взамен получила аудиторию подписчиков из соц сетей моих читателей.
ВЫБИРАЙТЕ ПАРТНЕРОВ.
Кроме Telegramмира нужно общаться и с традиционными изданиями. Выбрайте тех игроков, которые дают полезный контент журналистам. Возможно договориться о цитировании или партнерском проекте. Это даст новых подписчиков, а вашему партнеру — дополнительные просмотры материалов.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ БОТАМИ.
Пользуюсь разными ботами. Например, @Controller Bot скрывает гиперссылки. Через него удобно размещать фотографии, смотреть статистику роста подписчиков. Бот @Markdown оформляет гиперссылки, помогает красиво встраивать текст и фото.
Важно, чтобы читателю было удобно. Старайтесь не грузить его пятистрочными ссылками, давать понятный текст, фото. С помощью Telegraph можно писать лонгриды, читателям нравится этот формат. Есть @vote для голосования и бот @like, но моя аудитория не любит кликать и лайкать (в лучшем случае 10 % от просмотров).
ЧИТАЙТЕ РАЗНЫЕ КАНАЛЫ.
В моей ленте более 300 каналов. Постоянно слежу за появлением новых.
Если хотите делать качественное СМИ, то вы должны читать, мониторить, следить за своими конкурентами. То же самое в Telegram. Правда, сейчас бум каналов — их создают все. Обычно пишут в личку: «Попиарь». Признаюсь, рассказываю в своем канале только о тех, кто мне понравился.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В этом мессенджере есть большая проблема — обратная связь.
Обычно ее получаешь лично от пользователя, который тебе пишет негативный комментарий. У меня был один раз случай. Обратилась к пользователям:
«Добрый вечер, медиакотики».
И один читатель написал, что его оскорбили, и он пригрозил, что отпишется. Я улыбнулась и отправила ему смайл.
Чтобы получать обратную связь, решила создать чат для журналистов и главных редакторов. Назвала его Breaking Chat. Сейчас в чате около 400 человек. Среди них корреспонденты, владельцы СМИ, главреды, операторы, разработчики, пиарщики и SMM-щики из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Узбекистана, Сербии, Израиля, Таиланда, Италии. Мне нравится, что в нашей уютной группе тусуются представители зарубежных, федеральных, региональных и районных СМИ. Задача чата: общение и профессиональный рост посредством обмена опытом.
Чтобы попасть в Breaking Chat, журналисты пишут в личку. Прошу указать имя и фамилию, а также должность в СМИ, контактные данные и информацию, откуда они узнали о чате. После этого скидываю уникальную ссылку с просьбой рассказать о себе и своем СМИ с хештегом #whois в чате.
ЧТО ДЕЛАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ В BREAKING CHAT
• ОБЩАЮТСЯ на профессиональные темы. Обсуждают написанные материалы, узнают инсайды о работе в СМИ и учат друг друга.
• ОРГАНИЗУЮТ ВСТРЕЧИ. Это очень важно, потому что соцсети ведут к одиночеству. Мы редко встречаемся в реальной жизни. Один раз стихийно организовали встречу в одном из московских кафе и даже вывели по Скайпу некоторых участников для разговора.
• ИЩУТ РАБОТУ. Часто пишу посты о вакансиях в канале, но также узнаю о журналистах в поиске работы в чате.
• ВЫРУЧАЮТ ДРУГ ДРУГА, если нужны спикеры и съемки из других регионов.
• ОБМЕНИВАЮТСЯ стикерами.
Журналисты и программисты были первыми людьми, которые начали активно пользоваться Telegram, поняв его преимущество. Советую новым медиа влиться в тусовку и искать там своих читателей, учиться с ним выстраивать диалог и получать дополнительные просмотры своего ресурса.
Юлия Загитова, медиааналитик
Источник: ЖУРНАЛИСТ