Ее автор, ученый-футуролог, создатель термина "виртуальная реальность", философ и изобретатель Джарон Ланье считает, что с помощью своих алгоритмов соцсети, в особенности Facebook, манипулируют сознанием людей.
Еще свеж в памяти скандал, в центре которого оказалась крупнейшая в мире соцсеть благодаря одному из своих партнеров - компании Cambridge Analytica. Последняя запустила в Facebook викторину, предлагавшую пользователям отвечать на вопросы - якобы для создания "психологического портрета". На основании собранной информации действительно были созданы некие "портреты", однако выяснилось, что они включают в себя и политические предпочтения пользователей. Эти данные могли использоваться, чтобы манипулировать общественным мнением, демонстрируя им "правильную" политическую и другую рекламу. Сразу после скандала основатель соцсети Марк Цукерберг признал "потерю доверия" между Facebook и пользователями, а потом был вынужден выступать перед Конгрессом США, отвечая на вопросы, касающиеся работы его сайта.
Таких приложений-викторин, как и других, собирающих пользовательские данные, в соцсети тысячи - и все предупреждают людей, что те передают информацию о себе добровольно. Правда, делают это мелким шрифтом. Так удается составлять "портреты" миллионов человек, чтобы затем показывать им рекламу на основе предпочтений.
Поводом стал приход в соцсети крупных рекламодателей и серьезных политических сил, считает Джарон Ланье. В своей книге (кстати, она была написана за полгода до скандала с Cambridge Analytica) он утверждает, что социальные сети были неоднократно замечены в политических и рекламных манипуляциях.
Однако дело не только во влиянии на сознание со стороны политиков. Соцсети, считает Ланье, в зависимости от того, как ведет себя пользователь, показывают ему разные записи - но совсем не обязательно такие же, как его друзьям. Это искажает картину мира, делает ее неполной, вызывает разобщение людей. Еще соцсети могут намеренно вызывать у людей различные чувства - как радость и восторг, так и тревогу, зависть и ревность, уверен футуролог. Небольшое - по сравнению с другими - количество лайков, худший результат в викторине и другие совершенно неосязаемые проблемы могут стать реальными и привести к депрессии.
Несколько лет назад в Facebook прогремел локальный скандал - молодой мужчина покончил с собой. О своей депрессии и отсутствии стимулов к жизни он писал в блог на протяжении нескольких месяцев. Однако алгоритм сайта счел эти записи слишком грустными и решил не показывать их друзьям несчастного. Только после его смерти они узнали, что тот жаловался на жизнь, но почти никто из друзей не увидел эти записи.
Не менее опасными являются фальшивые новости, которые в соцсетях распространяются особенно активно - благодаря кнопке "Поделиться". Ланье приводит в пример стрельбу в одной из американских пиццерий, где, по слухам, насильно удерживались дети. Человек, прочитавший поддельную новость, сел в машину и проехал несколько сотен километров, чтобы освободить детей. Для этого взял с собой ружье и устроил в заведении пальбу, однако информация о маленьких заложниках не подтвердилась. Кто запустил эти слухи, неизвестно.
Соцсети, которые задумывались как инструмент для общения и объединения, на самом деле отдаляют людей друг от друга, считает Ланье. Алгоритмы, пытающиеся играть на настроениях пользователей для собственной выгоды, во время чтения ленты друзей могут вызывать нервные расстройства, тоску и ощущение упущенных возможностей.
Виртуальное общение в комментариях также идет не на пользу личности, поскольку превращает многих людей в "озлобленных дураков". Очень часто комментарии к той или иной записи полны агрессии и непонимания. Это, по мнению Ланье, происходит потому, что в каждом человеке живет провокатор, или, говоря иначе, интернет-тролль. В соцсетях он пытается раскрыть свой потенциал, и даже безобидные в обычной жизни люди превращаются в агрессоров в Сети, доводя виртуальных собеседников до истерики.
Лучшим выходом из ситуации, когда личность человека меняется под влиянием Facebook или Twitter, является удаление аккаунта, уверен ученый. Есть и другой способ - пользователи могли бы платить соцсетям, взамен получая гарантированное избавление от любого рода манипуляций и чистую от рекламы ленту друзей, выстроенную в хронологическом порядке. Примерно это и пообещал сделать - причем бесплатно - Марк Цукерберг в своем недавнем выступлении. Впрочем, Ланье уверяет, что лучше всего пользоваться обычной электронной почтой, чтобы общаться с друзьями.
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко
Источник: Российская газета