Покупать прессу в киосках Москвы стало легче и приятнее

Киоски прессы — как лакмусовая бумажка. По их состоянию всегда можно понять, чем интересуется население, какие издания пользуются наибольшей популярностью, что покупают из сопутствующих товаров по дороге на учебу или работу. В известном смысле объект прессы — это информационное лицо города. Подчеркну, любого города и в любой стране.

Хотя изначально все изменения в системе распространения печатных СМИ вызвали недовольство и недоверие операторов рынка. И у отраслевых организаций были сомнения. Один из поводов — выход на конкурс неопытных претендентов.

К 2015 году в киосковых сетях по продаже прессы в Москве сложилась весьма сложная ситуация. В городе существовало около 30 видов киосков печати, большинство из этих торговых объектов работали более 15 лет, были в плохом состоянии и морально устарели. За предшествующие пять лет операторы рынка смогли заменить всего лишь около 10 % устаревших киосков, на замену всех торговых объектов у них не было достаточных средств.

В целях снижения экономической нагрузки на малый и средний бизнес Правительством Москвы было принято решение о замене киосков прессы за счет бюджета на новые современные модели, разработанные совместно с отраслевым сообществом. В рамках проекта старые НТО «Печать» были заменены на новые объекты, выполненные в едином стиле, имеющие привлекательный эстетический облик и современный функционал. Новые модели киосков выгодно отличались от старых, имея неоспоримые преимущества: современный внешний вид, светодиодное освещение, возможность увеличения на 30 % выкладки товаров, современное торговое оборудование, кондиционирование. Немаловажно, что подключение киосков к электросетям осуществлялось также за счет города.

Установка новых объектов происходила поэтапно, при этом старые киоски работали около 2,5 лет, несмотря на истекшие договоры. Для торговых объектов прессы до 2021 года отменен торговый сбор. Постановлением Правительства Москвы установлен особый порядок проведения торгов на право осуществления торговой деятельности в НТО «Печать»: в отличие от других специализаций торги проводятся в форме конкурса (а не аукциона), то есть при определении победителя учитывается не только цена, но и такие не стоимостные критерии, как деловая репутация и опыт работы в сфере распространения печатной продукции в городе. При этом срок действия договора увеличился с 3 до 5 лет.

Ранее была сформирована дислокация совместно с отраслевыми и общественными организациями, охвачен весь город. В результате показатель обеспеченности населения объектами печати в Москве на 9,3 % превышает норматив.

Начиная с осени 2015 года было проведено более 50 конкурсов, расторговано около 2000 объектов печати.

Реорганизацию киосковых сетей в столице можно считать завершенной. Но продолжается работа со Схемой размещения объектов прессы с целью подбора мест для размещения новых НТО с учетом предложений отраслевых общественных организаций и потребностей жителей города, а также для перемещения торговых объектов из-за изменения текущей градостроительной ситуации.

В связи с обращениями отраслевых организаций по возможности торговать с пресс-стендов не только периодикой, но и книжной продукцией, было принято решение о необходимости создания нового современного формата НТО «Печать» площадью 3 кв. м. Новая модель уже разработана и утверждена, она более функциональна и привлекательна внешне по сравнению с пресс-стендом, позволяет расширить ассортимент — реализовывать как периодическую, так и непериодическую печатную продукцию.

Текущая работа киосков прессы находится в том числе под отраслевым контролем общественных организаций, которые регулярно проводят совместные мониторинги торговых объектов. Кроме того, свои замечания и предложения по улучшению розничного распространения прессы вносят и жители Москвы, используя для этого интернет-портал «Наш город».

Благодаря принятым мерам, усилиям руководства города, Департамента СМИ и рекламы города Москвы и КП «Мосгорпечать», российская столица по развитию системы распространения прессы вошла в число лидеров среди субъектов РФ по этому важному социально-политическому показателю. В этой связи важно подчеркнуть, что эффективная система распространения прессы является важным элементом в укреплении информационной безопасности страны. С решением этой задачи Москва справляется успешно.

Вместе с тем, анализируя прошедшее трехлетие реформирования системы киосковых сетей в городе, надо отметить, что не все проблемы решены, и над совершенствованием работы киосков прессы в Москве надо еще активно работать. И это касается прежде всего укрепления экономики киосков прессы, дальнейшего расширения ассортимента сопутствующих товаров и услуг, спрос на которые меняется в соответствии с развитием города и потребностями москвичей и гостей столицы в современном информационном обеспечении и товарах импульсного спроса. Нет сомнения, руководство города с этой задачей справится. 

Александр Оськин, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ/ГИПП)

Источник: ЖУРНАЛИСТ