«Деловой Петербург» на перепутье

Что принесли кадровые изменения петербургскому бизнес-изданию

В мае петербургское бизнес-издание отметило юбилей, а в октябре выйдет 5000-й номер газеты. Свое 25-летие «Деловой Петербург» встретил с новым руководством. Вокруг кадровых изменений разгорелись нешуточные дискуссии. ЖУРНАЛИСТ узнал, что принесут эти изменения.

НЕШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ

Разговоры о смене собственника у «Делового Петербурга» начались еще с середины осени. На покупку претендовали три кандидата: «Национальная медиа группа» Юрия Ковальчука, холдинг «Конкорд» Евгения Пригожина и «Группа ЕСН» Григория Березкина. Акционеры «ДП» отдавали предпочтение последнему, так как считали это малым злом.

Так и случилось, под конец декабря Березкин сделал себе новогодний подарок, выкупив 100 % у генерального директора Максима Васюкова. Ранее 80 % АО «ДП Бизнес Пресс» принадлежали петербургскому девелоперу «Форт групп», который выкупил долю у шведского медиахолдинга Bonnier за 200 миллионов рублей. Остальные 20 % оставались за шведами. Общую сумму сделки не афишировали по договоренности между покупателем и продавцом. Известно только, что петербургское СМИ приобрели по рыночной цене.

После такой кардинальной смены владельца «ДП» последовали перемены в рабочем коллективе. В конце января на встрече с сотрудниками Березкин представил новых руководителей издания. Генеральным директором назначили Наталью Шелудько, а главным редактором — Артемия Смирнова. У обоих в трудовой книжке в графе «последнее место работы» — областной комитет по печати и связям с общественностью. Шелудько занимала должность председателя комитета, а Смирнов был ее заместителем, а также работал главным редактором ряда региональных печатных и электронных СМИ.

После этих пертурбаций бывший генеральный директор и по совместительству главный редактор «ДП» Максим Васюков переехал в Москву на новую должность. ГП «РБК» предложило ему место заместителя генерального директора по медийным проектам. В апреле стало известно еще об одном назначении. Алиса Чекушина, бывший шеф-редактор телеканала «Life78», возглавила редакцию сайта dp.ru. Чекушина хорошо знакома с Шелудько и Смирновым по последней работе. «Online47» — правительственный сайт, где освещались новости Ленинградской области. На то время главным редактором сайта был Артемий Смирнов, а должностные обязанности главы областного комитета по печати исполняла вышеупомянутая Шелудько. Приход Чекушиной новое руководство объяснило планами улучшить работу сайта.

НА БУМАГЕ ЦВЕТА ЛОСОСЯ

Новость о смене акционера и руководства стала полной неожиданностью для редакции «ДП». После совещания с новым собственником Васюков рассказал коллегам об изменениях. На странице в Facebook и на официальном сайте «ДП» Васюков опубликовал письмо к читателям. Он кратко изложил ситуацию — рассказал о новой должности и чиновниках, которые заняли его прежнее место работы. «Новые руководители моего любимого «Делового Петербурга» — великолепные профессионалы», — так он их представил.

Такой пост аудитория восприняла неоднозначно. Кто-то пожелал Максиму удачи и успехов на новом месте, кому-то стало жалко «ДП», кто-то начал прогнозировать дальнейшую судьбу издания. Известный историк и публицист Лев Лурье кратко высказался за всех остальных: «Мне москвичи не интересны: отписываюсь». Лурье несколько лет вел общественно-политическую колонку в пятничном номере «ДП».

Журналисты редакции принимали ситуацию по-разному. Самые отчаянные публично критиковали новые назначения в соцсетях и СМИ, вынося сор из избы.

Для руководителя отдела расследований Ирины Панкратовой назначение нового руководства ускорило смену работы. Она планировала это еще до назначений, но поняла, что больше ждать нельзя. В интервью «Эху Москвы» журналистка рассказала о том, что не захотела работать с чиновниками, а заниматься расследованиями под эгидой бывших государственных служащих не лежит душа. Поэтому она, так же как и бывший руководитель, переехала в московскую редакцию РБК на должность спецкорреспондента.

После редакцию «ДП» официально покинули Анна Невская — руководитель отдела новостей, Александр Сологуб — редактор рубрики «Транспорт», корреспондент Ольга Мягченко и Валерия Лебедева — автор статей в рубрике «Банки и финансы».

Затем редакцию «Делового Петербурга» покинуло еще 6 журналистов. Среди них старейшие сотрудники: Светлана Фурманова — верстальщица, которая проработала в издании 15 лет, и выпускающий редактор Дмитрий Грозный с 11-летним стажем работы в ДП.

400 ЗНАКОВ БЕЗ ПОДРОБНОСТЕЙ

После назначения новые руководители «ДП» поспешили успокоить коллег и читателей. Генеральный директор Наталья Шелудько отметила, что новый собственник не ставит задач по смене политики издания и ставка сделана на развитие существующих проектов. Главный редактор дополнил слова начальника, охарактеризовав «ДП» как успешный продукт, который занимает свою нишу.

Наибольшие опасения в профессиональной среде возникли из-за того, что новые руководители не имеют опыта работы в сфере деловой журналистики. Журналисты полагают, что незнание шведской бизнес-модели может привести к потере платных подписчиков. Аудитория, в свою очередь, переживает, что из-за резкой смены руководства издание может потерять стремление к острым темам и объективность, что скажется на качестве информационного продукта. В первую неделю работы нового руководства стало известно о снятии двух материалов. Об этом инциденте в своем Facebook сообщила автор публикаций Ольга Мягченко.

Пристально за изменениями также следил Олег Третьяков, который проработал главным редактором «Делового Петербурга» 15 лет. На своем городском информационном портале он регулярно публикует заметки об изменениях в работе бывшей редакции. Автор отмечает, что с начала февраля «ДП» стал запаздывать с новостями, порой до последнего игнорируя очевидные события и персонажей, чего раньше за «ДП» не наблюдалось. У Третьякова сложилось впечатление, что газета теряется в догадках, как подать ту или иную новость, чтобы никого не задеть, не обидеть, а главное — не получить по голове. В подтверждение своих слов он вспоминает несколько публикаций «ДП». Одна из них — новость про допрос по факту хищения средств главы УК «Теорема» Игоря Водопьянова. Все СМИ в режиме реального времени рассказывали и комментировали ситуацию, но «ДП» уделил Водопьянову всего лишь заметку на 400 знаков без персоналий и подробностей, и все это только через сутки.

Что касается новшеств, то в газете и на сайте dp.ru появились колонки областных чиновников, а неделовые разделы «Политика» и «Общество» получили свое развитие вместе с новым руководством. Кажется, что «ДП» все-таки играет по новым правилам — неугодные для рекламодателей тексты снимаются, важным деловым новостям не уделяется должного внимания, а преданные журналисты уходят из любимого издания.

После назначения Артемия Смирнова главным редактором газеты «Деловой Петербург» прошло уже 8 месяцев. Руководитель прояснил свою позицию ЖУРНАЛИСТУ:

— Ходят слухи о том, что в будущем планируется закрытие печатной версии ДП и переход на сайт. Так ли это?

— Я главный редактор газеты, и было бы парадоксально, если бы я планировал ее закрыть. Бумажная версия была, есть и будет. Ее мы, наоборот, планируем развивать. Думаю, важные изменения вы увидите уже в сентябре, следующие — в начале 2019 года.

— Насколько изменился кадровый состав редакции с момента вашего прихода?

— В среднем состав обновился на половину. На смену ушедшим удалось привлечь в «ДП» сильных профессионалов — лучших в своих отраслях.

— Как вы реагируете на критику бывших сотрудников издания в социальных сетях?

— Есть старая пословица: собака лает, караван идет. Считаю, что право на собственное мнение есть у любого. При этом сам в полемике в социальных сетях не участвую. Каждый должен заниматься своим делом.

У ухода ряда сотрудников есть ведь еще одна сторона. После исчезновения с рынка петербургских страниц «Ведомостей» у «ДП» объективно не осталось конкурентов. Для рекламного отдела это, наверное, хорошо, а с точки зрения журналистики — наоборот. Потому что конкуренция — это всегда основа для изменений к лучшему. Поэтому я надеюсь, что СМИ, которые основали наши бывшие сотрудники, сумеют в будущем занять нишу конкурентов «ДП» по тому или иному направлению.

— Насколько изменилась аудитория издания после вашего прихода в цифрах?

— По аудитории мы выросли заметно. Последний, майский, опрос Gallup показал, что читаемость одного номера «ДП» составила 63 тысячи человек. Для сравнения, в октябре 2017-го — 53,7 тысячи, сентябрь-январь — 56,3 тысячи. Свежие данные ждем осенью.

— Вам нравится работать в ДП?

— Было бы странно заниматься делом с 8 утра и до 12 ночи и говорить о том, что оно мне не нравится. Конечно, это очень интересный вызов. «ДП» — один из главных брендов городской журналистики. В мае мы отметили его 25-летие, в октябре выпустим пятитысячный номер. У нас есть понимание, куда развиваться. Будем держать флаг главной газеты Петербурга и всего Северо-Запада.

Источник: ЖУРНАЛИСТ