Деятельность по поддержке и продвижению детских периодических печатных изданий является важной частью внутренней политики Российской Федерации и потому должна включать следующие задачи и цели:
- обучение чтению с ранних лет и поддержание интереса к чтению как к творческому акту;
- воспитание в детях бережного и уважительного отношения к родному языку и печатному слову как к источнику знаний и духовного опыта;
- создание условий для появления у ребёнка интереса к газетам и журналам как к важной составляющей времяпровождения;
- закрепление чтения периодических изданий как традиции, играющей важную роль в личном саморазвитии и полноценном досуге;
- создание для издателей детской периодики благоприятных условий для деятельности;
- обеспечение постоянного общественного, отраслевого и государственного контроля за состоянием детской периодики как отдельной издательской отрасли с целью своевременного выявления и решения проблем её функционирования.
Основными требованиями, предъявляемыми государством и конечным потребителем к СМИ, предназначенным для детей и семей с детьми, являются высокое качество производимой продукции и доступность детских СМИ.
Однако производство качественного продукта требует больших затрат, которые ложатся на плечи издателей. Следовательно, для достижения поставленных задач необходима всесторонняя государственная поддержка. И все эти мероприятия должны осуществляться на основании нормативных актов, принятых на уровне государственных органов, стандартов, регулирующих отраслевую деятельность по созданию детских СМИ и реализации детской периодики.
Но, самое главное: важно обеспечить согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений. А у нас пока за развитие и привычку к чтению детей отвечают разные ведомства в соответствии со своими задачами и представлениями.
Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) предлагает следующие механизмы реализации вышеназванных задач и целей.
1) Признание в Законе о торговле социально значимыми товарами детских литературных, научно-технических и других СМИ, а также детских СМИ, выпускаемых на языках малых народов России. И, соответственно, Внесение изменений в действующую редакцию Федерального закона № 381 о регулировании торговой деятельности (прилагается).
2) Предоставление социально значимым изданиям льгот по взносам, начисляемым с фонда оплаты труда (пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование).
3) Приведение к единообразию налогообложения изготовление и распространение печатных и электронных версий детских изданий (10%).
При том, что основной продукцией являются бумажные газеты и журналы, все большее количество подписчиков предпочитает получать электронные версии. Пока их не так много, но это направление, так или иначе, будет развиваться. А вот тут существует проблема с налогообложением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции производится по ставке 10%, согласно Перечню видов периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. А вот для электронных версий налогообложение в 10% не предусмотрено, приходится платить 18%.
4) Введение гарантированной скидки 50% на почтовую, а также редакционную подписку на социально-значимые детские издания.
5) Приведение в соответствие с современными экономическими реалиями норм по списанию морально устаревшей продукции детских СМИ (подп. 44, п. 1, ст. 264 НК РФ), а именно - возможность списания вышеназванной продукции в полном объёме.
Все, что возвращается обратно, никогда не пропадает. Мы бесплатно раздаем журналы детям - на выставках, акциях, в детских домах. Но за возврат свыше установленных 10% все вынуждены платить налог на прибыль, что нам кажется неправильным. Прибыли-то от возвратов никто не получает. А к тому же существует даже не возврат, а обратный выкуп из торговых сетей. С обязательным НДС. И те, кто работает на упрощенке, попадают еще и здесь, продавая тираж дешевле, чем стоит возврат.
6) Целевое бюджетирование детских и школьных библиотек, а также образовательных учреждений (детских домов, интернатов) для подписки на детские издания. Ведь в чем парадокс: школьные и детские библиотеки финансируются из разных источников. Школьные - детские СМИ вообще не закупают, хотя ранее такая практика существовала. Детские библиотеки финансируются из местного бюджета, но это финансирование недостаточное. Об этом нам библиотекари говорили не раз.
7) Создание экономических условий для спонсоров, стимулирующих поддержку социально значимых изданий. Реализация этой меры связана с изменениями в Налоговом кодексе. Такие изменения проходят тяжело. Но нужно, чтобы спонсорам было экономически выгодно поддерживать детские СМИ.
8) Стимулирование создания и внедрения инновационных систем производства и распространения СМИ.
В рамках решения проблемы с доставкой газет и журналов подписчикам в России хотелось бы добиться усовершенствования механизмов доставки периодических изданий, в первую очередь, редакционной подписки и карточной доставки как наиболее оперативной и экономичной.
Речь идёт о кардинальном повышении качества доставки, фактически – о восстановлении доверия к почтовой доставке изданий в целом. Ведь не секрет, что сегодня потребитель не доверяет институту подписки как таковому, полагая, что подписка не гарантирует доставку изданий.
И последнее по списку, но не по значимости замечание: необходимо проведение постоянного мониторинга состояния рынка детских изданий и полиграфии. У нас ни одна структура не знает до конца, что происходит в этом сегменте СМИ. Низкий поклон Федеральному агентству, что выделяют деньги на социальные проекты в детских СМИ и на проведение ежегодного Фестиваля детской прессы, который проходит в детском центре «Орленок» для ребят и детских издателей со всей страны. Благодаря этому мы узнаем, что еще живы журналы «Веселые картинки», «Костер», «Юный художник» и др.
Президент СППИ ГИПП С.Н. Моисеев
Исполнительный директор Е.М. Шитикова
Источник: ГИПП